Нижегородский театр юного зрителя

В начале своего становления единственный на территории Нижегородской области Нижегородский государственный театр (ныне — академический театр драмы) давал утренник для детей всего лишь один раз в месяц. Покончить с этим явлением, тормозящим театрализацию зрителя в городе, решил вернувшийся в 1924 году в Нижний Новгород бывший кумир нижегородцев, антрепренер, режиссер и первый артист Н.И. Собольщиков-Самарин, не раз в прошлом писавший под псевдонимом Кот Мурлыка пьесы для детей и инсценировки романов для юношества. Николай Иванович твердо решил вести воспитание будущих зрителей своего театра и расширить труппу за счет молодых исполнителей — для того чтобы ставить спектакли для детей и иметь молодые кадры для эпизодических ролей и массовых сцен современных пьес в Нижегородском драматическом театре.

Н.И. Собольщиков-Самарин взял к себе в труппу большую группу выпускников Нижегородского театрального техникума. В театр были приняты А.Стрижева, сестры А. и В. Давыдовы, П.Каюров, А.Александров, Т.Рождественская и другие.

В 1927 году специальным письмом Собольщиков-Самарин обратился ко вновь пришедшей в театр молодежи: «Мои молодые друзья! На ваше усмотрение я вношу следующий проект: предлагаю создать исключительно из ваших сил спектакль… Сделайте почин, из которого в будущем вы создадите молодой филиал Нижегородского театра… Н.Собольщиков-Самарин». Молодежь живо откликнулась на призыв уважаемого мастера сцены. 1 мая 1928 года состоялось публичное представление молодежного спектакля «Красный пакет» по пьесе Г.Брониковского и Ю.Брошат. Спектакль символизировал начало новой жизни для молодежи театра. На следующий театральный сезон Собольщиков-Самарин пригласил еще целый ряд выпускников Нижегородского театрального техникума для исполнения спектаклей для детей. Так называемую тюзовскую группу возглавил талантливый режиссер-энтузиаст Е.А. Бриль, художник Г.Л. Кигель и заведующий музыкальной частью театра — композитор А.А. Касьянов. Молодежный состав Е.А. Брилль укрепил опытными артистами.

28 ноября 1928 года состоялся первый спектакль специально для детей созданного Нижегородского театра. Шел фонвизинский «Недоросль». Нижегородский ТЮЗ стал третьим в стране театром для детей и юношества.

В первый сезон молодой театральный коллектив сыграл 52 спектакля, тогда как за все предыдущее пятилетие драматическим театром на утренниках было сыграно всего лишь 35 спектаклей.

В начале 30-х годов в коллектив влилась большая группа молодежи, выпускников и учащихся старшего курса театрального техникума. В труппу вступили: А.Андреев, А.Агапова, А.Куницын, В.Лебский, В.Русинов, С. Сачков, Б.Суворов, М.Тихонова, С. Фомина, Е. Хомутова, В.Ходбко, Н.Чехов, М.Чибисов, а также талантливый актер-любитель К.Никоноров. Сменялось и большое количество режиссеров. Каждый вносил свое в работу молодого коллектива. История ТЮЗа в довоенные годы содержит весьма «разноцветные страницы». В это время закладываются благотворные творческие и организационные традиции. Такие спектакли как «Падь серебряная» по пьесе Н.Погодина, «Белеет парус одинокий» по роману В.Катаева, «Снежная королева» по сказке Г.-Х.Андерсена, поставленные в те годы, были зрелыми произведениями сценического искусства.

С первых дней Великой Отечественной войны перед театром возникли новые задачи: выступления в воинских частях, на оборонных работах, перед ранеными. Всего за четыре военных года театр дал 1250 концертов и спектаклей, из них 226 — в действующей армии. Шла работа над новыми спектаклями: «Партизаны уходят в лес», «Шел солдат с фронта», «Давным-давно», «Бессмертный» и т. д.

В 1948 году в театр пришел новый главный режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР В.Л. Витальев. Театр времен Витальева — героико-романтический. Режиссер был уверен, что самое действенное воспитание юных сердец — показывать лучшие образцы человеческого поведения. Им были поставлены спектакли: «Ромео и Джульетта», «Александр Матросов», «Как закалялась сталь», «Город на заре» и др. Героико-патриотическое, героико-романтическое направление репертуара сохранилось в театре на долгие годы и составило одну из главных черт его творческого облика.

Далее в афише театра появляются современные произведения — пьесы В.Розова, В.Аксенова, М.Шатрова, В.Тендрякова. Театр делает свой вклад в драматургию, создавая спектакли в тесном содружестве с авторами. Так появились спектакли «Алеша Пешков» и «В людях» по биографическим повестям М.Горького, инсценированным Г.Шефтель, «Когда в садах лицея…» об А.Пушкине, поэтическое представление «О времени и о себе», написанное и поставленное А.Альтшуллером, Ю.Беспаловым, Р.Вецнером по пьесе В.Балашова. В дальнейшем на сцене театра пойдут пьесы горьковчанина А.Хазанова «Иначе жить нельзя» и «Бал», «Лгунья» А.Усова; из классики: У.Шекспир, А.Н. Островский, М.Лермонтов, Г.Лонгфелло.

На протяжении многих лет творческий коллектив театра формировался из выпускников нижегородской-горьковской театральной школы. Из воспоминаний театрального педагога Г.А. Яворовского: «О многом в творчестве актеров ТЮЗа, выпускников нашей театральной школы, следует говорить подробно: об острой характерности Р.Лоицкой, о мягкой женственности О.Треймут, о вдумчивости Н.Славинской, о бурном темпераменте М.Тареева, о филигранном мастерстве И.Неганова, о тонком юморе А.Палееса и т. д. Однако при всем разнообразии дарований и творческих почерков артистов, хочется отметить внутреннее единство исполнительского стиля. Это определяется, до известной степени, единством горьковской театральной школы, опирающейся в своих истоках на реалистическое искусство Н.И. Собольщикова-Самарина, систему К.С. Станиславского». Литературной частью театра заведовал будущий знаменитый завлит МХАТ имени А.П. Чехова, Президент Школы-студии МХАТ — А.М. Смелянский — бывший воспитанник студии при театре.

Более 20 лет плодотворно работала в театре режиссер Р.Я. Левите, выпустившая около 50 спектаклей. Среди них «Коварство и любовь», «Олеко Дундич», «Слуга двух господ» и другие.Большое количество пьес для детей и подростков поставлено ведущим артистом театра и режиссером К.В. Кулагиным, некоторые его спектакли до сих пор в афише театра.

С 1970 по 1986 год главным режиссером ТЮЗа становится Б.А. Наравцевич, народный артист России. Его первый же спектакль «Три мушкетера» был настоящим театральным событием города, он продемонстрировал и основную творческую природу Наравцевича: яркую театральность, музыкальность, сплав комической и глубоко лирической линий. «Бумбараш», «Принц и нищий», «Три сестры», «Прощание в июне», «Бойкот», «В начале было слово», «Песнь о Данко», «Спешите делать добро», «Виндзорские насмешницы» и множество других спектаклей… вместе они составляют понятие — Театр Наравцевича. Именно он определял и политику театра и его успех, и редкую по доброте, праздничности, лиричности атмосферу зрительного зала и сцены. Музыкальной частью театра заведовал Э.Б. Фертельмейстер, сочинивший музыку ко многим спектаклям. В это время коллектив переживает пору взлета, о его творчестве узнают далеко за пределами города.

В 1978 г., в свое 50-летие, ТЮЗ был награжден орденом «Знак Почета». Тогда же он переехал в новое здание на улице М.Горького.

Творческая деятельность коллектива театра была отмечена многими наградами: это дипломы I степени на Всероссийских смотрах 1958, 1963 гг., премии Министерства культуры СССР за ряд спектаклей, звание лауреата III Международного фестиваля детских и юношеских театров в Софии, (1976 г.); дипломы театральных фестивалей и смотров разных лет в Москве, Владимире, Таганроге и других городах России.

В 1986 году, в ТЮЗе, показом премьерного спектакля «Анна Снегина» режиссера А.Р. Палееса открылась первая в городе Малая сцена.

С начала 1987 года театр возглавляет главный режиссер, лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского В.А. Симакин. Первые же его спектакли — «Завтра была война», «Турандот», «Сны Евгении» — продолжили лучшие традиции ТЮЗа.

ТЮЗ — театр особый: его зрители разного возраста, и в выборе репертуара необходимо учитывать возрастные особенности и интересы, а потому на сцене театра предыдущих лет — и красочные, зрелищные сказки для самых маленьких («Волшебные башмаки», «Русалочка», «Ай да Братец Кролик»), и романтические спектакли с приключенческим сюжетом для подростков («Тайна замка Ужасов», «Училка ХХI века», «Тринадцатая звезда»), для молодежи — «104 страницы про любовь», «Валентин и Валентина», «Чудесный сплав», «Восемь любящих женщин», достойное место занимает классика («Тот, кто получает пощечины» Л.Андреева, «Маскарад» М.Лермонтова, «Не хочу учиться, хочу жениться» по пьесе Д. Фонвизина «Недоросль»).

В целях большего разнообразия театрального репертуара для молодежи в сезоне 1996–1997 гг. главным режиссером театра, заслуженным деятелем искусств РФ Л.С. Беловым были поставлены: мюзикл «Черт попутал» по сюжету Р.Штильмарка о нижегородском купце ХVIII века В.Баранщикове, эксцентрическая история «Гарольд и Мод» (К.Хиггинс, Ж-К.Карьер), театральное кабаре «Гретхен» по пьесе Л.Хюбнера.

Более 30 лет в должности директора театр возглавляла заслуженный работник культуры РФ Нина Ивановна Головлева. Ее деятельность на посту руководителя характеризуется стабильностью работы театра.

История Нижегородского ТЮЗа навсегда сохранит имена замечательных артистов, служивших и служащих: М.Зорин, А.Луговая, Е.Ярошенко, И.Неганов, К.Кузнецова, Н.Тареев, Р.Лоицкая, О.Треймут, О.Думпе, А.Палеес, Л.Павловская, О.Арлахов, Е.Калабанов, В.Шаповалов, В.Кондрашкин, А.Усов, К.Кулагин, Н.Мещерская, О.Берегова Л.Ремнев, И.Долганова, Е.Фирстова, О.Фаттахов, М.Ильичева, М.Чернова, А.Чухнов, и многие-многие другие.

Начиная с 2006 года, творческое развитие Нижегородского государственного театра юного зрителя можно характеризовать девизом «Другой театр!». Это означает смену творческого курса с закономерно возникшим новым содержанием, включающим в себя новую драматургию, новых административных и творческих работников, пришедших в театр — представителей иной (не нижегородской) театральной школы. «Другие» смыслы отразились в репертуарной афише ТЮЗа: для детской аудитории — рождественская сказка «Как пройти в Вифлеем?» по рассказам В.Брюсова, почти цирковое представление «Слон Хортон» по стихам Доктора Сьюза; для юношества — комедия «Калека с острова Инишмаан» М.Макдонаха, сексуальные неврозы наших родителей «Ангелочек» Л.Бэрфуса, спектакли по пьесам шведских драматургов, выдвинувших лозунг «ребенок имеет право на трагедию» — нереалити-шоу «Женщина, которая вышла замуж за индюка» Г.Боэтиуса и спектакль-путешествие «Поход в Угри-Ла-Брек» Томаса Тидхольма; а также — «Последние» М.Горького, трагедия «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, странная история «Трое на качелях» Л.Лунари, «Собачье сердце» М.Булгакова и др.

«Новый социальный проект», декларируемый Нижегородским государственным ТЮЗом, внес коррективы в отношения со зрителем. Приоритет был отдан не школьным походам в театр всем классом, а семейным посещениям: большинство спектаклей игрались на Малой сцене театра.

Деятельность ТЮЗа за период 2006–2008 гг. под художественным руководством заслуженного деятеля искусств РФ В.В. Кокорина, обладающего ярким режиссерским почерком и своеобразным художественным видением, отмечена многими наградами. Спектакли театра стали лауреатами и дипломантами фестивалей: Московского международного фестиваля театра для детей «Большая перемена», VIII международного фестиваля «Радуга», IX международного фестиваля «Голоса истории», IX всероссийского фестиваля «Реальный театр», всероссийского фестиваля спектаклей для детей «Арлекин». В 2008 году спектакль Нижегородского театра юного зрителя «Последние» стал номинантом Национальной театральной премии «Золотая маска».

В 2009 году художественным руководителем театра вновь назначен В.А. Симакин. Им выпущены спектакли: «Золотой ключик» А.Н. Толстого, «Как жена мужа в Париж провожала» по рассказам В.Шукшина, «Месье Амилькар» И.Жамиака. Одновременно Владимиром Золотарем, являющимся главным режиссером театра с 2008 по 2012 год, поставлены спектакли: «Собачье сердце» М.Булгакова, «Король Лир» В.Шекспира, «Гроза» А.Н. Островского, «Приключения Тома Сойера» М.Твена и другие.

В настоящее время театр возглавляет директор А.С. Гарьянов, заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Главный режиссер театра — В.Л. Шрайман, известный российский театральный режиссер, педагог, руководитель Всероссийской Лаборатории режиссеров Театров Кукол СТД РФ, вице-президент Международного театрального фестиваля «КукАRT». В течение ряда лет В.Л. Шрайман является членом жюри Национальной театральной премии «Золотая маска». В 2013 году на Большой сцене ТЮЗа В.Л. Шрайманым выпущен спектакль «Визит» по пьесе Ф.Дюреннматта «Визит старой дамы», вызвавший интерес у зрителя и положительные отзывы театральной критики.

Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
Статьи с упоминанием этого места
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна