Георгиевский собор Юрьева-Польского

Георгиевский собор Юрьева-Польского возведен в 1230–1234 годах по заказу князя Святослава Всеволодовича — сына Всеволода Большое Гнездо. Летописец описывал этот памятник как «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху».

В XV веке верх собора обрушился. В 1471 году В.Д. Ермолиным собор был восстановлен без сохранения первоначального облика. В конце XVIII-XIX веке древний собор постепенно обстраивался новыми сооружениями в стиле классицизм, которые практически закрыли древнюю постройку. В 1781 году к храму была пристроена колокольня. В 1817 году был увеличен в размерах северо-восточный Троицкий придел, который был основан в середине XIII века. Первоначально в Троицком приделе находилось погребение заказчика собора князя Святослава Всеволодовича. В 1827 году с южной стороны к собору была пристроена ризница. В XX веке поздние сооружения были разобраны с целью выявить формы древнего памятника.

Георгиевский собор Юрьева-Польского представлял собой одноглавый четырехстолпный крестовокупольный храм с повышенными пропорциями. К северному, западному и южному фасадам собора примыкали высокие притворы. Западный притвор был выше боковых, так как в его втором ярусе располагались княжеские хоры.

Первоначальный облик верхней части собора неизвестен. Несколько реконструкций по-разному восстанавливают его верхнюю часть. Фасады Георгиевского собора, разделенные на прясла, завершались килевидными закомарами. Килевидную форму имели своды притворов. Углы четверика были отмечены колонками с необычными трехгранными капителями. В центральной грани капители располагался фронтально изображенный лик святого, в боковых — профильные изображения других святых.

Вся нижняя часть стен Георгиевского собора покрыта рельефным декором, который вырезался по готовой белокаменной кладке. В уровне хор фасады украшал аркатурно-колончатый фриз, в который были включены фигуры святых в полный рост. Над аркатурно-колончатым поясом изображения состояли из отдельных каменей, рельефы которых создавались на земле и затем собирались на стене. В верхней части каждого прясла над окном располагалась выделенная размерами композиция. Вероятно, среди главных изображений находилось Распятие, часто называемой «Святославов крест», которое хранится в интерьере собора. Также выделялись композиции Преображение, Деисус, Семь отроков в пещи огненной, фрагменты которых рассеяны по фасадам. Изображения святых в рост и полуфигуры, святые воины-всадники, полуфигуры святых в круглых медальонах, птицы, животные, фризы, состоявшие из масок львов, пасти которых соединялись переплетающимися лозами, и человеческих масок, растительные мотивы ярусами покрывали фасады Георгиевского собора.

Георгиевский собор Юрьева-Польского был самым украшенным собором древнерусского зодчества.

Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна