Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

На территории Спасо-Преображенского мужского монастыря на Соловецких островах сохранились старинные православные храмы, а у его стен — древние дохристианские святилища и захоронения северных племен. До революции здесь хранили одну из крупнейших коллекций старинных книг, монахи устроили первую в России каменную гавань, а сам монастырь часто становился форпостом обороны северных земель. В 1992 году его включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древние захоронения и святилища

Возраст некоторых дохристианских святилищ на Соловках превышает 2000 лет. Самые ранние захоронениях датируются II веком до н. э. Создали их протосаамские племена, которые перевозили сюда тела усопших жрецов и знати.
Святилища состоят из погребальных курганов и спиральных линий, выложенных камнями. Линии сходятся к центру, к крупному булыжнику. О назначении этих лабиринтов сегодня ничего не известно. Один из самых крупных комплексов находится на острове Большой Заяцкий. На Анзерском острове протосаамы возвели 38 погребальных курганов, они расположены в три ряда вдоль береговой линии.
В I тысячелетии до н. э. на Соловки пришли финно-угорские племена: ученые обнаружили около 60 стоянок с остатками жилых построек и мастерских. В XII–XIII веках на архипелаге жили славянские колонисты.

От первой обители до крупнейшего в стране монастыря

В 1436 году преподобные старцы Зосима и Герман основали здесь первое монастырское поселение. Монахи и их послушники возвели деревянный Спасо-Преображенский собор и Успенскую церковь, а по периметру обители — одноэтажные кельи.
Деревянный монастырь дважды сгорал до того, как в конце XVI века здесь начали строить каменные здания. В начале XVII века на территории обители появилась Успенская церковь, Спасо-Преображенский собор, надвратная Благовещенская церковь, центральная каменная галерея и валунная крепость. При Иване Грозном
на Соловках начали сооружать систему каналов для кораблей, а на Большом Заяцком острове соорудили первую в России каменную гавань для морских судов.
Обитель служила крепостью во время военных действий. В Смуту
монахи защищали Беломорье от поляков и шведов. А в 1668–1676 годах монастырь осаждали царские стрельцы: иноки-старообрядцы не хотели следовать новым церковным канонам. Эта осада вошла в историю как «Соловецкое сидение»
.
Соловки дважды посещал Петр I
. Во время второго визита, в 1702 году, по его приказу недалеко от пристани срубили деревянную церковь Андрея Первозванного, а Андреевское монашеское поселение было назначено «таможней». Иноки проверяли прибывающие заморские корабли: разворачивали суда с пропавшими товаром и заразными больными. Вокруг монастыря появлялись деревни.
При Екатерине II
Соловецкий монастырь стал ставропигией — получил независимость от епархии и стал подчиняться напрямую Святейшему Синоду. В России было лишь шесть таких обителей, другие пять находились в Москве. К этому времени монастырь на Соловках состоял из шести монашеских поселений и трех уединенных пустыней. На его территории находились 19 церквей и 30 часовен, ботанический сад, школа и богословское семиклассное училище с программой семинарии. В начале XX века число паломников, которые посещали Соловецкий монастырь, достигало 20 тысяч в год.

Музей в стенах монастыря

После революции обитель закрыли, а в ее стенах создали Соловецкий лагерь особого назначения, где содержали представителей дворянских родов, белых офицеров, священников. В 1939 году вместо лагеря здесь открылся Учебный центр Северного флота.
Сохранить ансамбль древнего монастыря решили в 1960 году. Жители островов ухаживали за монастырским садом и проводили экскурсии для туристов из материковой части России. Музей здесь основали в 1967 году. В его коллекцию попали иконы и другая церковная утварь, книги и старинные документы, изделия монахов-ремесленников и предметы быта. Отдельные экспозиции посвятили лагерной истории Соловков и периоду, когда в монастыре располагался учебный центр для юнг. Через семь лет музей преобразовали в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник
.
Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь возродили в 1990 году. А через два года его включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО
. Здания удалось восстановить.

Библиотека Соловецкого монастыря

В Соловецком монастыре хранилось одно из крупнейших в России собраний редких книг.
Списки древних церковных книг появились в обители в конце XV века. Их привез из Софийского собора в Новгороде
игумен Досифей. Библиотека постоянно пополнялась: книги в монастырь привозили паломники, дарила московская знать. 12 изданий пожертвовал библиотеке Соловецкого монастыря сам Иван Грозный. Его экземпляры — парадные рукописи, украшенные цветными вкладками и миниатюрами на полях.
В XVII веке в библиотеке заработала книгописная палата. Монахи переписывали труды старцев из других обителей, переводили греческие тексты. Списки переплетали в кожаный корешок, который украшали орнаментом с изображением медальонов, птиц и цветов. Дорогие издания отделывали золотом и серебром. Монахи укрепляли обложки медными прутиками, поскольку в те времена книги иногда расставляли корешками вверх.
К 1602 году в библиотеке числились 481 рукопись и 38 печатных книг, а к середине XIX века — около 5000 изданий. Здесь хранились жития святых, списки Евангелия, «Слово» Даниила Заточника, «Сказание о Мамаевом побоище», сочинения русских писателей-публицистов XV–XVI веков — Вассиана Патрикеева, Иосифа Волоцкого, Максима Грека. В 1854 году часть книг, в том числе 1500 рукописных, отправили в Казанскую духовную академию.
Во время революции библиотека Соловецкого монастыря лишилась своего фонда. Сохранились лишь те экземпляры, по которым обучались казанские семинаристы. В 1928 году книги передали в Отдел рукописей Российской национальной библиотеки
в Санкт-Петербурге, где они находятся и в наши дни.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна