16+

Леди Макбет Мценского уезда

2012
154 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Московский театр «Геликон-опера»

Опера «Леди Макбет Мценского уезда» задумывалась как первая часть трилогии о «положении женщины в разные эпохи в России». Вторую часть планировалось посвятить Кате Масловой, героине «Воскресенья» Льва Толстого, а третью — революционерке Софье Перовской. Замысел не осуществился — «Леди Макбет» оказалась последней завершенной оперой Дмитрия Шостаковича.

После премьеры оперы «Нос» по Гоголю, Шостакович пишет еще одну — по очерку Лескова. Свое внимание к этому источнику Шостакович обратил, наверняка, не случайно: накануне вышло очередное переиздание «Леди Макбет Мценского уезда», которое оформил Борис Кустодиев, а также одноименный фильм.

Шостакович работал над «Леди Макбет» более двух лет, с осени 1930 года по декабрь 32-го. В это же время он пережил болезненно затянувшийся разрыв со своей первой любовью Татьяной Гливенко и женился на Нине Варзар, которой и посвятил новую оперу. Галина Серебрякова считала, что героиня Лескова (возможно, как и Нина Варзар) поразила композитора неистовством своей страсти.

Премьера новой оперы Шостаковича вышла практически одновременно — с разницей в два дня — в Ленинграде и Москве: 22 января 1934 года в МАЛЕГОТе (под управлением Самуила Самосуда), и 24 января в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко. Оперу сопровождал необыкновенный успех, за два года опера была показана 177 раз. За «Леди Макбет» закрепился статус «первой советской классической оперой» и «величайшего триумфа советской музыки». Начиная с 1935 года, оперу ставят в Кливленде, в Нью-Йорке, Филадельфии, Стокгольме, Праге, Цюрихе. В этом же году оперу поставили в Большом театре, а в январе 1936, «Леди Макбет Мценского уезда» можно было посмотреть в Москве сразу в трех интерпретациях (в столице гастролировал МАЛЕГОТ).

26 января спектакль в Большом театре посетил Сталин. 28 января вышла газета «Правда» с анонимкой под названием «Сумбур вместо музыки», резко осуждавшая и автора, и его сочинение: оперу назвали примитивной и вульгарной, осудили за «сексуальный натурализм» и так далее. Так самая популярная опера того времени канула в лету. Вплоть до 1962 года, когда опера «Катерина Измайлова» (название пришлось изменить) была поставлена в Москве, в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Шостакович нашел в себе силы сделать новую редакцию, тиран уже был в могиле, но разрешение на постановку «Катерины» все равно далось с большим трудом.

Возвращение же первой редакции в музыкальную практику России связано с именем Мстислава Ростроповича: он осуществил концертное исполнение «Леди Макбет Мценского уезда» сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве.

В «Геликон-опере» оперу Шостаковича поставили в первой редакции. Дата премьеры была выбрана неслучайно, она прошла 28 января 2000 года — ровно шестьдесят четыре года спустя после выхода доноса в «Правде».

Режиссер и художественный руководитель театра Дмитрий Бертман рассматривал постановку оперы Шостаковича как первую часть дилогии под названием «Два Макбета» — весной вышла вторая часть («Макбет» Верди), главные партии в обеих операх исполняли одни и те же певицы.

Дмитрий Бертман в соавторстве с художниками Татьяной Тулубьевой и Игорем Нежным решил спектакль в традиционной для его творчества тех лет эпатажной, даже хулиганской манере. Подвал, увитый канализационными трубами, клетки из металлических сеток и бросающееся в глаза алое кожаное кресло словно символизируют все самое низменное, животное, пошлое.

Спектакль стал четырежды лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в категориях лучший спектакль, лучшая работа режиссера (Дмитрий Бертман), лучшая работа дирижера (Владимир Понькин) и лучшая женская роль (Анна Казакова).

Режиссер: Дмитрий Бертман
В ролях: Марина Калинина, Елена Михайленко, Илья Говзич, Михаил Серышев, Алексей Тихомиров и другие

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна