16+

Дамы и гусары

Мелодрама
1976
135 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя
3 части
Театр им. Евгения Вахтангова

Экранизация одноименного спектакля по пьесе А. Фредро.

Из статьи С. Челка «Дамы и гусары» в газете «Крымские известия» (2007 г.):

Музыкальная комедия «Дамы и гусары» польского драматурга Александра Фредро, созданная в 1825 году.

А. Фредро жил и творил в Галиции. В молодые годы был участником наполеоновских войн, в 1812 году побывал в русском плену, а после возвращения на родину увлекся драматургией. Он автор 40 пьес.

«Дамы и гусары» — прекрасный образец «комедии положений», одна из лучших пьес драматурга. Более 180 лет она не сходит со сцен театров не только Польши, но и многих других стран мира. Картины из жизни польской шляхты построены А. Фредро в фарсово-гротескном плане, в то же время он относится к своим героям с большой симпатией. В занимательном сюжете использован хорошо известный мотив посрамления самонадеянных женоненавистников.

Музыку к спектаклю написал современный композитор Лев Солин — автор балетов, оперетт и музыки ко многим театральным постановкам московских театров им. Вахтангова, им. Маяковского, им. Ленинского комсомола, Свердловского театра оперетты, Музыкального театра в Софии. Она подчеркивает комедийность сцен и ситуаций, лирична. В этой музыке получили отражение шуточные и игровые темы, юмор и жизнелюбие героев. Легкие вальсы, страстное танго, зажигательный шейк, ариозо, дуэты и романсы придают постановке особую прелесть

Из книги И.Л. Сергеевой, М.Р. Литвин «Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова. 1913–1996 гг.»:

Комедия для вахтанговцев была практически беспроигрышным жанром. Стало традицией выпускать хотя бы по одному такому спектаклю в год. Сезон 1960/1961 начался премьерой комедии «Дамы и гусары» польского классика А. Фредро в постановке А. Ремизовой. Этот остроумный музыкальный спектакль восходил к водевильной традиции «Льва Гурыча Синичкина».

Сюжет о том, как старый гусар и его друзья, проводившие отпуск в холостяцких забавах, из женоненавистников превращались в пылких обожателей дам, был полон веселой суматохи и бесконечной путаницы. Актеры наслаждались пребыванием на сцене, каждый был по-своему хорош: и ротмистр — В. Осенев, и молодой поручик — В. Дугин, и добрейший капеллан гусарского полка — Н. Пажитнов, и сочиненный театром старик капельмейстер пан Казик — В. Шлезингер. Неотразимы были и все дамы: Оргонова (Е. Алексеева), Дындальская (М. Синельникова), Анеля (Д. Андреева) и юная восторженная Софья (Е. Райкина). Но самым неожиданным в роли старого майора стал Ю. Яковлев. Исполнитель ролей молодых интеллектуалов и фатов вдруг сыграл шестидесятилетнего вояку, доброго чудака, доверчивого и наивного. Поначалу эту роль намечали для Рубена Симонова, но он отказался, говоря, что уже нет сил, а потом уверял, что не сумел бы сыграть так, как Яковлев.

Из книги Юрия Яковлева «Альбом судьбы моей» (1997 г.):

«Шел 1959 год. Режиссер Александра Исааковна Ремизова, талантливейший мастер, с редким чутьем на нужную театру пьесу, не сомневалась, что откопала превосходную роль для Николая Олимпиевича Гриценко, Майора в польском водевиле «Дамы и гусары». Но он отказался — что-то его оттолкнуло. Отказался и другой несомненный мастер комедии, Николай Сергеевич Плотников. Вслед за ними — Рубен Николаевич Симонов: «Староват я плясать да петь!» И тогда сыграть Майора предложили… мне! Как? Каким образом? Актеру — 30 лет, персонажу — 60! Но мало того, что надо добиться достоверности в возрасте, еще же каким-то образом необходимо сделать эти 60 лет ребячливыми, шалопайскими, молодыми душой. Как все это соединить, постарев и помолодев одновременно?! Ремизова отвечала мягко, но уверенно: «Вы сыграете».

Между тем первые же репетиции вызвали групповой протест актрис старшего поколения, игравших сестер Майора. Елизавета Георгиевна Алексеева, Мария Дмитриевна Синельникова, Дина Андреевна Андреева, а вслед за ними и подчиненные Майора, которых играли Борис Митрофанович Шухмин и Анатолий Иванович Борисов, решительно отвергали мое назначение на роль. Да и я понимал, что не «монтируюсь» с ними ни по возрасту, ни по опыту.

Но вспомнились мне крутые уроки В.И. Москвина. Я мысленно шарахнул кулаком по столу и сказал себе: «Мо-оже-ешь!» Затем с честью выдержал шоковую терапию и с каждой репетицией все более убеждал маститых партнеров в своем праве на роль Майора. Такое право вскоре признавали все мои оппоненты.

Никому я не открыл, какая путеводная звезда вела меня. Впрочем, их было даже две. В.И. Москвин помог собрать волю в кулак, а добрым примером послужил Н.К. Черкасов, который когда-то, в тридцатилетнем возрасте, блистательно сыграл в кино семидесятилетнего профессора Полежаева. Уж если для киноэкрана, где каждая морщинка видна зрителю, такое достижимо, почему не могу я — в театре?

Вдохновению чаще всего сопутствует муза. Мне она явилась в образе молоденькой, только что пришедшей в театр после училища Катюши Райкиной. Согласно сюжету водевиля, мой Майор влюбляется в ее героиню, юную пани Зосю. Я начал было влюбляться от имени персонажа, но вскоре обнаружил, что по уши влюблен сам. Это чувство внесло изменения в мою семейную жизнь, и, несмотря на непродолжительность нашего союза, он до сих пор вспоминается с благодарностью и большим уважением к Екатерине Аркадьевне.

Пан Майор оказался сценическим долгожителем. Я почти сравнялся с ним в возрасте, когда спектакль сошел с репертуара. Полностью сменились мои сестры — их играли превосходные актрисы второго поколения: Алла Казанская, Лариса Пашкова, Людмила Целиковская. Не стало В. Шухмина, А. Борисова, Н. Пажитнова, вслед за ними ушли из жизни более молодые, Н. Осенев и мой ближайший друг Владимир Шлезингер… Им я так или иначе обязан успехом в одной из самых «вахтанговских» своих ролей. Светлая память художникам, каждый из которых мог быть украшением любой талантливой и прославленной труппы. До сих пор не перестаю удивляться, как был богат яркими дарованиями, неповторимыми индивидуальностями мой родной театр…»

В ролях: Юрий Яковлев, Алла Казанская, Владимир Шлезингер, Лариса Пашкова, Анатолий Борисов, Александр Граве, Юрий Волынцев, Людмила Целиковская, Владимир Осенев, Екатерина Райкина, Алексей Кузнецов
Режиссеры: Александра Ремизова, Анатолий Ниточкин

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна