16+

Два рассказа

Драма
1972
69 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
2 части

Два рассказа Антона Павловича Чехова, «Дама с собачкой» и «О любви», читает народный артист СССР Дмитрий Николаевич Журавлев. Музыкальное сопровождение составлено из произведений Александра Скрябина. В каталоге творческого объединения «Экран» «Два рассказа» упомянуты в числе фильмов-концертов, но это скорее полноценный моноспектакль блестящего чтеца Дмитрия Журавлева. Хотя на сцене лишь выгородка из нескольких стульев, кресла и столика, нет смен костюмов, активного действия, тем не менее возникает атмосфера спектакля, разыгранного характерными героями.

На момент записи «Двух рассказов» в 1972 году Дмитрий Журавлев был признанным мастером художественного слова, народным артистом, профессором, преподающим в Школе-студии МХАТ. Его стаж на сцене уже тогда составлял более половины века. И он стоял в одном ряду с лучшими чтецами-современниками: А.Я. Закушняком, И.В. Ильинским, В.Н. Яхонтовым, С.Ю. Юрским. Журавлев начинал как актер Симферопольского драматического театра в 1920 году. Затем окончил училище при Театре имени Вахтангова и остался работать в Москве. С 1931 года начал выступать как чтец, в репертуар отбирал произведения русской и советской поэзии и прозы. Сам артист писал о первых выступлениях так: «Еще ряд лет я продолжал совмещать работу в театре и на эстраде. В 1940 году я окончательно покинул театр и при всем моем пристрастии к актерскому искусству ни разу не пожалел об уходе из театра».

Программы, составленные из произведений Пушкина, Блока, Маяковского, Бабеля, Зощенко и других классиков русской и советской литературы, пользовались неизменной популярностью не только у слушателей, приходивших на концерты, но и на радио.

В своей книге «Сорок лет и один год» режиссер, сценарист и актриса Ольга Кознова описывает яркие впечатления от выступлений Дмитрия Журавлева: «Чтецом он был прекрасным, и я, с детства посещавшая с моим отцом знаменитые вечера Яхонтова, Журавлева, Аксенова, любила, как Дмитрий Николаевич читал «Войну и мир»: и про Петю (все плакали!), и про Наташу».

Исполнение Журавлева хорошо известно нескольким поколениям зрителей. И даже не знакомые с его театральной карьерой люди наверняка видели мультфильмы «Левша» (1964), «Как один мужик двух генералов прокормил» (1965) и «Поди туда, не знаю куда» (1966), в озвучивании которых участвовал артист.

Произведения, выбранные для спектакля «Два рассказа», были созданы Антоном Павловичем Чеховым в 1898 году. Если «Дама с собачкой» был опубликован в журнале «Русская мысль» как совершенно самостоятельное, отдельное произведение, то «О любви» был включен писателем в «Маленькую трилогию» наряду с «Человеком в футляре» и «Крыжовником». Создатели спектакля сделали выбор исходя из внутреннего настроения этих произведений, не только смысловой, но и эмоциональной общности этих двух рассказов. В обоих произведениях присутствует тема маленького человека, незавершенности отношений, неспособности реализовать героями собственное чувство из-за собственных представлений о «правильном» социальном поведении. В полной мере в них выражена концепция некоммуникативности, ярко проявленная в позднем творчестве писателя.

Некоторые исследователи творчества Чехова считают, что рассказ «Дама с собачкой» был написан по впечатлениям от встречи Антона Павловича с самой главной любовью всей его жизни Ольгой Книппер. Во время знакомства со своей будущей супругой Чехов уже знал, что его тяжелая болезнь не позволит им быть вместе долго. И этим щемящим ощущением невозможности счастливой жизни с любимым и любящим человеком пропитаны оба рассказа, прочитанные Дмитрием Журавлевым.

Ловя редкие минуты счастья, а потом пытаясь забыть свою боль, существуют герои этих рассказов — москвич Гуров и провинциалка Анна Сергеевна фон Дидериц («дама с собачкой») и помещик Алехин. Но именно недостижимость счастья и преображает героев внутренне. Особенно это заметно в образе соблазнителя «дамы с собачкой» Дмитрия Дмитриевича Гурова, чьим прототипом, возможно, Чехов видел себя. Став педагогом, Журавлев подробно описывал техники по созданию яркого и интересного словесного образа на сцене. Важнейшим при работе над текстами Чехова он считал использование фантазии чтеца. Чеховские образы лаконичны, описания практически отсутствуют, вместо них — детали. Именно поэтому сила воображения артиста так важна. При подготовке Журавлев подробно, до мельчайших черточек, представлял все — от внешности героев до обстановки, в которой происходит действие. Благодаря этому герои, словами которых говорит чтец, объемные, разные, характерные. И всего этого актер добивается лишь силой слова, а не изображения. Фильм-концерт «Два рассказа» не самый популярный в обширной творческой биографии Дмитрия Журавлева. Но он раскрывает еще одну грань его таланта — способность «рассказывать не рассказывая», то есть мастерски передавать подтекст, который так важен в произведениях Антона Павловича Чехова. Главное достоинство спектакля «Два рассказа» — точная передача сложнейшего авторского стиля чтецом.

Режиссер: Юрий Сааков
В ролях: Дмитрий Журавлёв и другие

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна