16+

Взрослая дочь молодого человека

Драма
1990
101 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя
2 части
Электротеатр «Станиславский»

На квартире главного героя Бэмса (Альберт Филозов) и его жены Люси (Лидия Савченко) встречаются бывшие однокурсники, не видевшиеся в течение долгих лет. Вечеринка затеяна с целью устроить сына одного из друзей — Прокопа (Юрий Гребенщиков) — в институт, в котором они раньше учились. Теперь проректором в институте работает их бывший однокурсник Ивченко (Эммануил Виторган). Слово за слово — и воспоминания уносят компанию друзей во времена их молодости. Спектакль Анатолия Васильева по пьесе Виктора Славкина посвящен поколению, заставшему первое веяние «оттепели», бывшим стилягам, которые открыто бросили вызов затхлому советскому режиму и серой толпе обывателей.

«Чего мы, Прокоп, хотели тогда? Хотели одеваться поярче, ходить походочкой такой пружинистой, джаз хотели…», — задается вопросом Бэмс. Чего они хотели? Они жаждали духовной свободы. И вот теперь, спустя годы, в унылой советской малогабаритной квартире, где за столом встретились преуспевающий Ивченко, в прошлом ярый комсомолец, и рядовой инженер Бэмс, когда-то главный стиляга института, вдруг снова зазвучат ритмы рок-н-ролла, воспоминания о Дюке Эллингтоне, Новом Орлеане, о первой московской выставке картин Пикассо и недоступном, казавшемся тогда волшебным, городе Чаттануге. А сами герои, тоскующие и вспоминающие прошлые ссоры и обиды, начнут выделывать под зажигательную музыку замысловатые па в стиле буги-вуги. Люська в исполнении Юлии Савченко сладко-хриплым голосом затянет одну из старых джазовых песен. И в этот момент не вызовет сомнений, что в молодости на Люську, красотку-певичку из «Ориона», ходила смотреть вся студенческая молодежь.

Анатолий Васильев воссозданное до мелочей бытовое пространство наполнил удивительно непринужденной и игровой атмосферой, когда каждая реплика давалась с легкой долей шутки и издевки, словно бы в проброс. И потому столь неожиданными казались преображения главных действующих лиц из среднестатистических персонажей современной советской реальности в франтоватых и ярких героев, словно бы пришедших из американских кинокартин.

Одни — ипохондрики, никак не могли примириться с жизненными неудачами и обвиняли друг друга, кляня судьбу. Другие — поэты, в танце и игре ощущали «невыносимую легкость бытия». Подобный подход к созданию образа современного героя в спектакле Анатолия Васильева был новым и неожиданным. Режиссера интересовали не идеологические взгляды героев, но их внутренний, душевный мир. В этом ощущении невыносимой легкости становилось все равно, изменила ли Люська Бэмсу с Ивченко, чтобы помочь восстановить мужа в институте, или нет. Виноват ли кто-то, что жизнь Бэмса, в конце концов, сложилась не так, как ему хотелось, и кто из двух героев оказался победителем, а кто — неудачником. И потому в финале спектакля, взяв в руки розовую щетку и ударяя ею Бэмса по голове, Люська насмешливо, словно поторапливая мужа, приговаривала: «Да, Бэмс, это жизнь».

Проблема Бэмса состояла не в том, что он сделал когда-то неправильный выбор, а в том, что упорно продолжал жить прошлым, цепляясь за нанесенные обиды. Конфликт, намеченный между двумя героями, сама жизнь, в конце концов, и стерла. И важным, в сущности, оказывалось не то, что Чаттануга «просто железная станция на дороге и никто там не считает, что живет в центре вселенной», как говорит, иронизируя над Бэмсом, Ивченко, все-таки доехавший до волшебной страны, а то, что эта Чаттануга существовала и вдохновляла на борьбу. Анатолий Васильев и Альберт Филозов в роли Бэмса создали образ героя-романтика, поэта, одухотворенного свободой, наполненного легким, играющим ощущением жизни. Бэмс Филозова, несмотря на свою внешнюю неприметность и усредненность, выпадал из обыденности, оказывался выше ее. Спектакль Васильева-Славкина, разумеется, был посвящен не взрослым дочерям, а молодым людям, живущим в душе взрослых людей, таких как Бэмс.

Режиссер: Анатолий Васильев
В ролях: Юрий Гребенщиков, Эммануил Виторган, Лидия Савченко, Татьяна Майст, Виктор Древицкий, Альберт Филозов

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна