16+

Сон Попова

Драма
2003
26 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
2 части

По мотивам одноименной поэмы А.К. Толстого.

Сергей Шнырев окончил Школу-студию МХАТ в 1993 г. (курс А. Леонтьева) и был принят в труппу МХТ им. Чехова.

Из комментариев к сочинениям А.К. Толстого в 2-х т. (1981 г.):

«Сон Попова. Сатира сразу приобрела большую популярность и стала ходить по рукам в многочисленных списках… О прототипе министра см. во вступит. статье (И.Г. Ямпольский. А.К. Толстой). С большой похвалой отозвался о «Сне Попова» Тургенев (письмо Толстого к жене, ноябрь 1874 г.). Не раз восхищался им Л.Н. Толстой. «Это бесподобно. Нет, я не могу не прочитать вам этого». — и Лев Николаевич начал мастерски читать «Сон Попова»… вызывая иногда взрывы смеха», — записал в дневник П.А. Сергеенко. В ноябре 1875 г. чтение «Сна Попова» не было допущено на вечере памяти А.К. Толстого, организованном Литературным фондом». <…>

Из книги «А.К. Толстой. Сочинения» И.Г. Ямпольского:

<…> «Сатиры Толстого направлены, с одной стороны, против демократического лагеря, а с другой — против правительственных кругов. И хотя борьба поэта с бюрократическими верхами и официозной идеологией была борьбой внутри господствующего класса, социальная позиция Толстого давала ему возможность видеть многие уродливые явления современной ему русской жизни. Поэтому он и смог создать такую замечательную сатиру, как «Сон Попова».

В «Сне Попова» мы имеем дело не с пасквилем на определенного министра, а с собирательным портретом бюрократа 60–70-х годов, гримирующегося под либерала. Согласно устному преданию, Толстой использовал черты министра внутренних дел, а затем государственных имуществ П.А. Валуева. Это вполне вероятно: все современники отмечали любовь Валуева к либеральной фразеологии. Но министр из «Сна Попова» — гораздо более емкий художественный образ; в нем мог узнать себя не один Валуев. И весьма характерно, что автор стихотворного ответа на «Сон Попова» возмущался Толстым за то, что он якобы высмеял А.В. Головина — другого крупного бюрократа этого времени, питавшего пристрастие к либеральной прозе.
Речь министра, наполненная внешне либеральными утверждениями, из которых, однако, нельзя сделать решительно никаких практических выводов, — верх сатирического мастерства Толстого. Поэт не дает прямых оценок речи и поведения министра, но остроумно сопоставляет его словесный либерализм и расправу с Поповым за «ниспровержение властей», выразившееся в том, что, отправившись поздравить министра, он забыл надеть брюки.

В сатире высмеян не только министр, но и всесильное Третье отделение, известное, как язвительно пишет поэт, своим «праведным судом». Сентиментальная и ласковая речь полковника из Третьего отделения, быстро переходящая в угрозы, донос Попова, целый ряд деталей также переданы яркими и сочными красками. А негодование читателя-обывателя в конце «Сна Попова» и его упреки по адресу поэта в незнании «своей страны обычаев и лиц» («И где такие виданы министры?.. И что это, помилуйте, за дом?» и пр.), над которыми явно издевается Толстой, еще более подчеркивает исключительную меткость сатиры». <…>

«Сатира А.К. Толстого «Сон Попова»: опыт исторического комментария»
Т.М. Марченко, 16-е мемориальное чтение (2011 г.):

«Сатира А.К. Толстого «Сон Попова», написанная летом 1873 года, стала одной из самых острых и хлестких реплик поэта «на злобу дня». За внешним анекдотическим сюжетом — «Приснился раз, бог весть с какой причины, советнику Попову страшный сон: поздравить он министра в именины в приемный зал вошел без панталон…» — прослеживаются конкретные общественно-политические реалии эпохи. В этой, говоря словами Н. Котляревского, «лучшей и самой художественной из всех сатир наших», поэт мастерски вскрыл социальную сущность и самые глубины психологии высшего и среднего чиновничества, впервые в русской литературе заговорил о существовании ІІІ отделения. Без преувеличения можно сказать, что это — венец его сатирического таланта, к созданию которого он шел всю жизнь.

В годы наивысшего могущества «лазоревого ведомства», тайной политической полиции, известной своим «праведным судом», обращение А.К. Толстого к теме политического произвола представляется нам актом величайшего гражданского мужества. Поступок этот тем более примечателен, что совершен человеком, принадлежавшим к высшей придворной аристократии, поэтом, стремящимся к мирной созерцательности в искусстве, одним из вождей представителей «чистого искусства». Сатира приобрела большую популярность и распространялась в списках, а в печатном виде вышла только после упразднения ІІІ отделения в декабрьском номере «Русской старины» в 1882 году!»

Режиссер: Любовь Тимофеева
В ролях: Сергей Шнырев и другие

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна