16+

Свадьба Кречинского

2002
300 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 серии

Фрагмент интервью с Виталием Соломиным в газете «Московская правда — Музыкальная правда» (1997 г.):

— Вы ставите комедию Сухово-Кобылина не как драматическую пьесу, а как мюзикл. Это ведь первое соприкосновение Малого театра с новым для него жанром?

— Как посмотреть. Мюзикл — иностранное слово, а по-русски сказать — музыкальный спектакль. В Малом исстари ставились и водевили, и легкие комедии с музыкой. Сам Щепкин играл в музыкальных спектаклях. Это давнишняя традиция, всегда так было. Конечно, теперь жанр музыкальной комедии несколько преобразился и называть его стали по-другому, но сущность одна. Если же исходить из названия, то — да, такой спектакль репетируется впервые. Много работы у балетмейстера, музыка соответственно аранжирована. <…>

— Костюмы на актерах несколько утрированные, как показалось. Это связано с замыслом?

— Они не утрированные, они стилизованные. Ко времени, в котором все происходит, они имеют довольно далекое отношение. Нам важно следовать не за временем, а за сутью, когда одни люди обманывают других и думают, что выиграли, а на самом деле — проиграли. В этом вся история. Она — вечная.

Остается добавить, что актеры в спектакле заняты прекрасные. Муромского играет Александр Потапов, Атуеву — Татьяна Панкова, Лидочку — Людмила Титова, Нелькина — Кирилл Демин. В массовых сценах, а в спектакле будут танцевальные номера и играет живой оркестр, занята молодежь театра и студенты Театрального училища имени М.С. Щепкина. Зрелище обещает быть ярким, увлекательным и красочным».

Фрагмент из очерка Светланы Овчинниковой «Татьяна Панкова» из серии «Библиотека Малого театра» (2001 г.):

«Увлекательно балаганная, «вкусная» игра Татьяны Панковой становилась вдруг сердечной, трогательной… Эти балаганность и трогательность — в ее Анне Антоновне Атуевой, тетке героини мюзикла «Свадьба Кречинского» по мотивам Сухово-Кобылина. Где Панкова — в ее-то годы — пляшет, поет и заражает своей роскошной, озорной энергией всех вокруг: на сцене и в зале…
Виталий Соломин, поставивший «Свадьбу Кречинского» и сыгравший заглавную роль, особенно привязан к этой актрисе».

Из примечаний к пьесе А. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского»:

<…> «Свадьба Кречинского» в первый раз была поставлена 28 ноября 1855 года в Московском Малом театре в бенефис известного актера С.В. Шумского, выступившего в заглавной роли. М.С. Щепкин, высоко оценивший идейно-художественные достоинства пьесы, играл роль Муромского, П.М. Садовский — роль Расплюева.

Сухово-Кобылин, с волнением следивший за сценической судьбой своего драматургического первенца, 21 ноября 1855 года записывает в дневнике: «Нынче первая репетиция пиэсы. Достоинство ее начинает из ценности удачи быть возводимо к ценности литературной. Сказывали, что Садовский в роли Расплюева уморил всех со смеху — даже суфлер кис со смеху над своим манускриптом».

Премьера имела большой и прочный успех, но взыскательного автора удовлетворили не все исполнители. Вот что он пишет матери о первом спектакле: «1855, 29 ноября. Москва. Любезный друг маменька! …Вчера давали пиэсу — впечатление сильное, успех большой, но мог быть больше… Садовский — Расплюев был превосходен — Шуйский слаб…» [23]

Что касается роли Муромского, то она, по словам Сухово-Кобылина, была изваяна «высоким резцом» М.С. Щепкина.

Роль Муромского стала одной из любимых ролей Щепкина, а пьесу «Свадьба Кречинского» он ставил в одном ряду с «Горем от ума» и «Ревизором». Вот что он пишет Т.Г. Шевченко 11 декабря 1857 года, собираясь навестить своего друга в Нижнем Новгороде и сыграть там несколько спектаклей: «Да что играть? Ну, пожалуй… «Горе от ума», «Ревизора», «Свадьбу Кречинского».

7 мая 1856 года «Свадьба Кречинского» была поставлена в Петербурге, в Александрийском театре, где в лице актера В.В. Самойлова роль Кречинского нашла выдающегося истолкователя.

Сухово-Кобылин увидел в талантливой игре В.В. Самойлова гармоническое сочетание типического и индивидуально-конкретного, что является неотъемлемым свойством реалистического искусства.

27 августа 1856 года автор послал Самойлову кубок, сопроводив свой дар интересным письмом:
«…Хотя и поздно, но я хочу повторить вам мою признательность и мое глубокое сочувствие к вашему свободному нетворческому таланту. Кречинский явился в вас не только типом, а живою конкретною личностью… Примите, Василий Васильевич, мой кубок на добрую память о том дне, когда явился предо мною «Кречинский» в плоти и крови; если день этот будет памятен для русской сцены, то выпейте его до дна за будущность искусства на Руси, и да здравствует все прекрасное!»

Режиссеры: Виталий Соломин, Александр Четверкин
В ролях: Александр Потапов, Татьяна Панкова, Людмила Титова, Кирилл Дёмин, Василий Бочкарев, Александр Ермаков, Василий Дахненко, Александр Клюквин, Дмитрий Зеничев и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна