16+

Таблетку под язык

Комедия
1978
99 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Спектакль Театра сатиры по пьесе белорусского драматурга Андрея Макаёнка «Таблетку под язык» хоть и называется «комедия», посвящен очень серьезной в 70-е годы проблеме — оттоку молодежи из села в город. Недаром драматург уточнил: «комедия-репортаж». Автор пьесы не просто обозначил проблему, но попытался разобраться в причинах ее возникновения.

Дело происходит в большом колхозе (судя по говору персонажей, это белорусский колхоз), в напряженный для крестьян период посевной. Председатель Каравай разрывается между несколькими делами. То агент-прохиндей оформил договоры на закупку картошки по невыгодной для колхоза цене, то на мясокомбинате попытались занизить цену на колхозных коров. Не хватает рабочих рук, колхозникам приходится работать в режиме аврала. Но такой уж человек Каравай — даже в напряженный период не считает возможным отмахнуться от просьб и вопросов личного свойства. Молодые парни и девки просят отпустить их в город — вот беда! В колхозе им скучновато. Зимой практически нечего делать. Нет перспективы прожить жизнь интересно. А в городе — техникумы, кино, музеи. Каравай понимает молодежь, даже сопроводительные справки выписывает отъезжающим, но переживает из-за дела. Фронт посевной оголяется. К концу дня все чаще приходится Караваю кидать под язык таблетку валидола…

Но пьеса Макаёнка хоть и проблемная, все-таки правильная советская пьеса. Есть в ней персонажи несознательные, эгоистичные, а есть — хорошие, любящие село. Например, молодой инженер Василий. Он выучился в городе и собирается вернуться в родной колхоз, строить здесь фабрику, чтобы удерживать людей дома. Его мать-учительница против. Она хочет, чтобы ее талантливый сын сделал в городе большую карьеру. Но Василий, к радости председателя, намерен остаться. А еще в колхоз вдруг приезжает по распределению юная библиотекарь Вера. Она сама выбрала такой пункт назначения. Значит, есть и среди молодежи сознательные люди, энтузиасты села!

Театр сатиры бросил на постановку пьесы А. Макаёнка лучшие силы. Конечно, трудно сказать, что Георгию Менглету в роли председателя Каравая веришь безоговорочно… Скорее, он создал условный образ человека мудрого, предвидящего опасности. А вот Анатолий Папанов в роли деда Цибульки очень убедителен! Актера состарили с помощью грима и парика, а сам он замечательно освоил повадку лукавых деревенских старожилов. Вальяжному Александру Ширвиндту в очередной раз выпало сыграть любимца фортуны — городского чиновника, посланного уговорить Каравая на новые свершения. Вера Васильева занята в одном, но чрезвычайно важном эпизоде. Она сыграла мать инженера Василия. Ее героиня пришла к председателю просить его отступиться, не зазывать ее сына в колхоз. И заодно поворчать по поводу секретаря Каравая Светланы, ее потенциальной невестки. Светлану сыграла еще одна звезда тогдашнего Театра сатиры Екатерина Градова.

В ролях: Георгий Менглет, Анатолий Папанов, Вера Васильева, Александр Воеводин, Надежда Каратаева, Александр Диденко, Валентина Шарыкина, Борис Кумаритов, Екатерина Градова, Наталья Селезнёва, Александр Ширвиндт, Виктор Байков, Спартак Мишулин, Юрий Соковнин, Наталия Фекленко, Светлана Котикова и другие
Режиссеры: Валентин Плучек, Борис Конухов

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна