16+

Невольницы

Драма
1974
151 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

Из статьи Зои Дякиной «Вечно молодой Островский» в газете «Орловский вестник» (2015):

«Невольницы» — одна из последних работ драматурга. Именно в ней сплелись воедино все темы, волновавшие Островского на протяжении его жизни. Жанр спектакля, как и произведения, — комедия, но комедия не совсем обычная. С типично комедийным началом здесь сочетаются лирические и философские ноты. В пьесе «Невольницы» драматург не только коснулся глобальных тем, переходящих из одного его произведения в другое, но и пришел к совершенно новым выводам. А режиссер-постановщик, заслуженный артист России Валерий Симоненко, перенес эти выводы на театральную сцену.

Кажется, что сюжет прост и невзыскателен: неравный брак, в котором стареющий муж-коммерсант любыми путями пытается защитить себя от возможной измены молодой жены, опытный советчик, даже не подозревающий о том, что сам давно уже стал рогоносцем, молодой сотрудник (ныне его назвали бы, пожалуй, помощником руководителя), сам того не желая, влюбивший в себя двух обеспеченных, но, увы, замужних дам, составляют весьма своеобразный любовный многоугольник. Дополняют картину слуги, которым, разумеется, известны малейшие подробности жизни хозяев. Элементы комедии положений, искрометные диалоги слуг, неожиданные повороты сюжета — все это привлекает внимание и заставляет искренне посмеяться.

Владимир Красовский, режиссер: «Это одно из тех произведений великого русского драматурга, которые в наше сложное время звучат актуально. В пьесе затрагиваются, в частности, такие нравственные и социальные проблемы, как любовь и деньги, неравный брак, взаимоотношения в семье».

Из статьи М.Е. Соковнина «Комментарий к комедии А.Н. Островского «Невольницы» в книге «Русская драма и литературный процесс: к 75-летию А.И. Журавлевой»:

«Тонкая и умная комедия «Невольницы» представляет без всякого перетолкования несомненный интерес для сегодняшнего театра. Ее интеллектуализм, редкая ирония по поводу эдакой победоносной мужской философии, распространенной среди сильной половины общества и сейчас, психологическое богатство пьесы, горечь тирад Софьи Сергеевны, эгоистическая осторожность Мулина-Молчалина (недаром он, как и его предшественник, всегда с делами — с записками, которые поручает ему редактировать Стыров), наконец, сама Евлалия — разве не из глубины жизни выхвачен драматургом этот тип? Разве не Евлалиями бывают многие в своей жизни? <…>

Как и всякое сложное произведение, комедию «Невольницы» нельзя свести к строго однозначной формуле, нельзя пересказать, ее можно почувствовать, но в этом общем восприятии комедии значительное место будет занимать эстетическое чувство — восхищение мастерством драматурга, его умение мыслить сценическими ситуациями, уменьем поворачивать разными сторонами своих героев, давая возможность зрителю получше их разглядеть, сопоставить в сознании разные грани характера одного человека».

Из книги М.А. Карпушкина «Уроки Мастера: Конспекты по театральной педагогике А.А. Гончарова»:

«А.А. Гончаров был горд, когда его ученика А. Говорухо назначили главным режиссером Московского драматического театра им. А.С. Пушкина. И было чем гордиться. Первый спектакль Говорухо в должности главного «Невольницы» по пьесе А.Н. Островского был талантлив, звонок и глубок. Об этом спектакле Андрей Александрович написал в своей книге «Режиссерские тетради»: «Я особенно радуюсь, когда вижу стремление к современному воплощению классики в своих учениках, как увидел это в спектакле А. Говорухо… Говорухо поставил «Невольниц» интересно. Этот первый профессиональный спектакль молодого режиссера имел свои просчеты и достоинства, был временами настырен в приемах и акцентах, слишком громок, иногда режиссеру изменяло чувство меры, но мысль, проблема, избранная постановщиком, прозвучали сильно, значимо и в согласии с Островским. Режиссер провел в спектакле тему несвободного человека, обесцвеченного, уменьшенного в масштабе рабской, хотя и богатой, сытой жизни».

В ролях: Ольга Викландт, Сергей Бобров, Вера Алентова, Витольд Успенский, Валентин Абрамов, Ромуальд (Роман) Вильдан, Кира Жаркова и другие
Режиссеры: Майя Маркова, Алексей Говорухо

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна