10+

Спящая красавица

1963
117 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)

Из статьи Ариэля Городецкого «Патриарх русского балета: 5 знаменитых постановок Мариуса Петипа» в газете «Вечерняя Москва» (2014 г.):

«Сценарий «Спящей красавицы» был написан Петипа в соавторстве с директором императорских театров И. Всеволожским. Последний был страстным поклонником творчества П. Чайковского. В мае 1888 года он писал ему: «Я задумал написать либретто по сказке Перро… Тут может разыграться музыкальная фантазия и можно сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. и пр. Если мысль Вам по нутру, отчего не взяться Вам за сочинение музыки? В последнем действии нужна кадриль всех сказок Перро — тут должны быть и кот в сапогах, и мальчик с пальчик, и Золушка, и Синяя борода и пр.». Получив сценарий во второй половине августа, Чайковский, по его словам, был очарован и восхищен. «Это мне вполне подходит, и я не желаю ничего лучшего, как написать к этому музыку», — отвечал он Всеволожскому. В результате сотрудничества двух великих мастеров — П. Чайковского и М. Петипа — возник совершенно новый по музыкальному воплощению тип балета. «Спящая красавица» стала подлинной музыкально-хореографической симфонией, в которой музыка и танец слиты воедино. <…> «Спящая красавица» — одно из выдающихся явлений в истории мировой хореографии XIX века. Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века…» Премьера «Спящей красавицы» состоялась в петербургском Мариинском театре 3 января 1890 года. На протяжении XX века балет не раз ставился на многих сценах, причем в основе спектакля всегда была хореография Петипа, ставшая классической».

Из книги Александра Демидова «Золотой век Юрия Григоровича» (2006 г.):

«Спящая красавица» Григоровича — спектакль полемичный. Хореограф вступал в спор с теми балетмейстерами, которые недооценивали выразительную силу классического танца, его некую эстетическую самоцельность, принципы музыкальной хореографической драматургии. <…>

Композитор написал балет-сказку, балет-феерию. И Григорович, в сущности, был прав, отказываясь видеть в музыке Чайковского и постановке Петипа драматические конфликты и реальные характеры. Но и к элементам сказочности, феерии он отнесся иронически. Философское содержание, многообразие чувств, эмоций, настроений музыки и хореографии поданы в блестящих, но холодных иронических формулах. Живое развитие действия подменено отвлеченной созерцательностью. Полнокровный мир сказки предстал как мир кукольный и статичный. Таковы закованные в пышные одеяния придворные дамы, старательно подчеркивающие каждый шаг на пальцах, таковы галантные кавалеры в завитых париках. Стилизованные реверансы и поклоны, которым бесконечно обмениваются персонажи, статично-живописные мизансцены, старинные люстры со свечами, как бы вписанные в полупрозрачный тюлевый задник, — действие как бы разворачивается в дворцовом зале, уединенном в своем изяществе и утонченности.

Этот театральный мир изыскан, но не лишен некоторой жеманности. Григорович поставил балет блистательно, но схематично».

Из статьи Татьяны Кузнецовой «Балерина потерянного времени» в газете «Коммерсант» (2011 г.):

«Когда говорят о 1960-х — золотом веке Большого театра, ее имя всегда называют третьим. Вот так: Максимова, Бессмертнова, Сорокина. Однако балерины эти такие разные, что очередность тут неуместна — каждая лидировала в своем амплуа, и в тех ролях, для которых Нина Сорокина была предназначена природой, равных ей не было. Но ее личный репертуар оказался крошечным: две-три роли, вошедшие в историю.

Нина Сорокина была идеальной социальной героиней оттепельного времени и прямой наследницей балетных комсомолок 1930-х, с ликующей легкостью бьющих технические рекорды. В эпоху застоя эти качества оказались невостребованными. Вот и получилось, что главные события творческой жизни Сорокиной случились в первые восемь лет ее работы в Большом. Как раз на переломе эстетических эпох, когда магистральная дорога советского балета еще не была утверждена свыше и молодые хореографы вдохновенно искали новые пути.

Невысокая, невесомая, отважная, с отличными данными Сорокина была создана для экспериментов. В 1964-м начинающие балетмейстеры Наталья Касаткина и Владимир Василёв выбрали 21-летнюю артистку героиней своих малолюдных «Геологов». <…>

Год спустя те же балетмейстеры впервые в СССР поставили «Весну священную» Стравинского, подарив Нине Сорокиной роль жертвы-Избранницы: угловатая, по-птичьи легкая, беззащитная и решительная, она сумела станцевать и первобытную любовь, и обреченность, и героизм противостояния личности толпе.

Ничего столь же значимого для Сорокиной больше не ставили. Безотказную балерину занимали в новых балетах — тех, которые другие примы гнушались танцевать. Везде, кроме международных конкурсов, на которых она неизменно брала золото, ее ставили второй, а то и третьей: она была третьей Фригией, третьей Анастасией. Танцевала и классику — крепко и радостно (особенно Китри), превосходно по технике: ее педагогом была Марина Семенова. Но кто вспомнит ее в классических партиях, если то же самое и в то же самое время танцевали Максимова и Плисецкая? За всю карьеру у Сорокиной набралось едва ли полтора десятка ролей — такова была оборотная сторона золотого века за железным занавесом».

Режиссер: Юрий Григорович
В ролях: Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев и другие

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна