16+

Иван Грозный

1990
112 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Государственный академический Большой театр России (Историческая сцена)

Запись балета публикуется впервые.

Фрагмент интервью с Юрием Григоровичем (РИА «Новости», 2012 г.):

«Мир балета считает Прокофьева своим автором. И моя постановка «Ивана Грозного», несмотря на кажущиеся противоречия между центральным героем и самой природой балета, рождалась совершенно органично. Не было никаких сомнений в том, что эта музыка может вызвать к жизни сценический танец. Мой замысел основывался именно на музыке, а не на чем-то ином, например, сюжетах русской истории, биографиях персонажей, их психологических характеристиках, народном «фоне» и многом подобном, что мне приписывали или даже навязывали многочисленные комментаторы балета. Нет, и еще раз нет — только музыка Прокофьева, с нее начинался замысел сорок лет назад, ею же он исчерпывается и сегодня.

Премьера в Москве в Большом состоялась в феврале 1975 года. Танцевали Юрий Владимиров (Иван IV), Наталия Бессмертнова (Анастасия), Борис Акимов (князь Курбский), дирижировал Альгис Жюрайтис. Резонанс был большой. Тем же летом труппа гастролировала в США, где «Иван Грозный» произвел сенсацию и собрал бесчисленные отклики наблюдателей и прессы. В следующем году балет был поставлен в Парижской опере, где встретил такой же громкий прием, и вскоре был показан во время летнего сезона на специально сооруженной сценической площадке в Лувре.

В репертуаре Большого спектакль просуществовал по 1990 год включительно, всего было дано 99 представлений, примерно столько же (немногим меньше) — в период гастролей во Франции, Чехословакии, Германии, Англии, других странах». <…>

Фрагмент книги Александра Демидова «Золотой век Юрия Григоровича» (2006 г.):

<…> «Работая над «Иваном Грозным», хореограф часто повторял фразу, суть которой сводилась к тому, что ему надоело рассказывать «истории». В этой мысли не было отрицания сюжетного балета как такового. Но идеальной формой спектакля представлялась форма его «бессюжетного» состояния. Программная симфония все равно симфония, ибо рассказ сюжета в ней весьма условен. Хореограф жил в то время стремлением отойти в балете от пересказа фабулы, неминуемой иллюстрации ее, в том смысле, что идеальным драматургическим построением спектакля он считал такое, при котором действие не надо было объяснять в программе и при котором зрителю все было бы ясно из самого пластического решения. Не странно ли, но в балетном театре программа с напечатанным либретто является порой чуть ли не главным посредником между нами и сценой?

В «Иване Грозном», а прежде уже в «Спартаке» были найдены эти новые принципы драматургии. Особенно в «Грозном» — этапной в жизни хореографа постановке. Постановке, изгнавшей «литературность» с подмостков балетного театра. Спектакль, в котором сюжетного действия ровно столько, сколько этого требует музыка и сколько его может воплотить танец. Говоря иначе, действие развивалось здесь по законам собственно балетного театра — без примесей иных принципов драматургического построения. <…>

«Литературная» схема спектакля предельно упрощается им, сводится к знакам, обозначениям ситуаций и конфликтов. Балет сочиняется не на бумаге, но на сцене, и сценарий — всего лишь канва, план произведения, который находит свое развитие и углубление в театральной и пластической драматургии спектакля. <…> Названы узловые моменты сюжета, вернее, судеб персонажей. Все остальное мы постигаем из контекста музыкально-пластического и театрального действия на уровне целостной синтетической формы балетного спектакля». <…>

Режиссер: Юрий Григорович
В ролях: Юрий Владимиров, Людмила Семеняка и другие

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна