18+

Раба любви

Мелодрама
1975
94 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Фильм о звезде немого кино (по сценарию Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна) начал снимать режиссер Рустам Хамдамов. Но работа остановилась, и спасти положение предложили Никите Михалкову. Тот вытребовал себе возможность начать все заново. Группа рискнула быстро запуститься с костюмной ретрокартиной и сняла ее в сжатые сроки.

«Раба любви» возвращает нас в детство кинематографа. В России это период предреволюционных и революционных бурь, Гражданской войны. Действие картины разворачивается в 1918 году, в Крыму, где все еще держатся белые. И где снимают свою очередную «фильму» продюсер Савва Южаков (Олег Басилашвили) и режиссер Александр Калягин (Александр Калягин). Михалков относится к своим героям-коллегам без ностальгического умиления. Перед нами — халтурщики, набившие руку в производстве коммерчески успешного аттракциона. Но ведь так и было. Вернее, было и так: ловкие антрепренеры выпускали фильмы, как пирожки пекли, а завороженная публика несла и несла свои денежки в cinema. Картина снималась за неделю. Важно было найти душераздирающий сюжет и заманить на главную роль звезду. Такую, как, например, Ольга Вознесенская (прообразом героини Елены Соловей явно послужила Вера Холодная). К ней авторы более благосклонны. Дива способна влюбиться по-настоящему, и не в декадента какого-нибудь, рвущегося в Париж. Интерес Вознесенской вызывает оператор Потоцкий (Родион Нахапетов) — подпольщик, связанный с деятелями революции. Он часто имитирует брак при съемке, а на вырученную пленку снимает зверства белых в Крыму, для революционной пропаганды. И вот эфемерная «королева экрана» приобщается к тайной деятельности возлюбленного, проникается его идеями, но… Потоцкий гибнет на ее глазах. Мелодраматический финал — совсем как у какой-нибудь «фильмы» с участием звезды экрана Ольги Вознесенской. «Бессмысленно рассматривать «Рабу любви» как картину историко-революционную — в этом качестве она не выдерживает критики, — пишет Никита Михалков в сборнике «О своих фильмах». — Это мелодрама. В свое время название этого жанра было скомпрометировано множеством сентиментальных лент, сделанных с сугубо коммерческими целями. Но сам по себе жанр в этом неповинен, у него, как и у любого жанра, есть свои возможности и ограничения — нужно просто знать, что от него можно требовать и что — нельзя».

Многими отмечено, что «Раба любви», посвященная старинному черно-белому кино, снята оператором Павлом Лебешевым в особо изысканном колорите, полном тончайших нюансов цвета. «Это ретрофильм, который впервые дал мне возможность заняться киноживописью», — признавался он позже. В обход технических служб, Лебешев экспериментировал с плёнкой, чтобы добиться особой светочувствительности. По правде, он ее просто предварительно засвечивал, тогда результаты превосходили качество дефицитного «Кодака». После «Рабы любви» к этому приему стали прибегать многие советские операторы.

Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Никита Михалков, Александр Калягин, Олег Басилашвили, Елена Соловей, Николай Пастухов, Константин Григорьев, Вера Кузнецова, Родион Нахапетов, Михаил Чигарев, Виктор Комиссаров
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна