18+

Монолог

Драма
1972
95 мин
СССР
Начать просмотр

На вступительных титрах, под нервную музыку Олега Каравайчука, уступив настойчивой несчастной студентке и подписав ей «зачетку», академик, профессор Сретенский возвращается домой. А там у него старорежимный порядок и соответствующий лексикон. Экономка (Евгения Ханаева) наливает суп из супницы, профессор разговаривает уже далекими от советского времени фразами: «ну-с, как почивали сегодня, Эльза Ивановна? Лицо ваше выражает тревогу…» и от чопорной Эльзы Ивановны узнает, что та собирается уходить.

Профессор удивлен: «куда, осмелюсь спросить?!». А в ответ слышит совсем невероятное: «на курсы…вагоновожатых». Но уходить, чтобы «не умереть в прислугах…» Эльза Ивановна собирается в каждый понедельник. Так что профессор спокоен, ничто не сможет изменить привычный уклад его жизни. В ней есть успехи в науке и ничего не сложилось в частной.

Жена давно ушла, дочь Тася (Маргарита Терехова), оставив свою дочь Нину (Марина Неёлова), в поисках женского счастья живет где-то далеко и появляется дома редко.

Красивая, избалованная дедом и условиями жизни, семнадцатилетняя Ниночка не признает компромиссов. Она впервые влюблена и потому ее мир полон радости и доверия. Но первая любовь сталкивается с изменой и все рушится. Марина Неёлова смело играет некрасивое страдание. С ее уст в адрес деда летят грубые слова, полные гнева, а глаза распухли от слез. Горе ее равно жизненной катастрофе…

И в первый раз академик Сретенский задумался не о биохимическом синтезе препарата, который сможет управлять мозгом. Он с горечью осознал, что ничем не может облегчить состояние любимой Ниночки, а его вечный рецепт «надо быть осмотрительной», как и в случае с дочерью, не помогает обрести равновесие. Только время может как-то сгладить драму академика. И последний разговор с Ниночкой дает надежду, что внучка все еще нуждается в нем…

Авторы о фильме

Илья Авербах: «Монолог» — это фильм-исповедь, но не словесная, а действенная. Мы стремились создать портрет ученого, наделенного высоким талантом человечности. Он многого достиг, но постепенно в нем крепнет сознание, что приметы внешнего успеха неоправданно превосходят истинную ценность его научных достижений. И когда он понимает это, у него хватает сил свернуть с наезженной колеи… Напряженный и страстный характер Сретенского отозвался во внучке, им выращенной. Отозвался чисто по-женски — в первой любви, любви серьезной и драматичной, оказавшейся истинным испытанием и для внучки, и для их отношений…
…В Сретенском для меня главное — сознание ответственности за «старую культуру», серьезности собственной миссии, независимость мысли. Главным образом этим и привлек меня сюжет Габриловича (который после «Монолога» уже облекся в форму новеллы «Отец и дед», включенной в его книгу «Четыре четверти»)…
» (Копылова Р. Илья Авербах. Л., 1987).

Евгений Габрилович: «Это киноповесть о мыслях старого человека, обо всем, что он видел, заметил, о чем подумал и поговорил. О ясном и пестром в нем, добром и злом, сердитом и мирном, заметном и незаметном. О том многоопытном и наивном, с чем он пришел к старости». (Копылова Р. Илья Авербах. Л., 1987).

Марина Неёлова: «…Когда сцена моей истерики в «Монологе» была забракована и ее надо было переснимать, он мне подыгрывал за кадром. Достаточно сложно было включиться в необходимое состояние спустя месяц. Помню, что на последнем дубле кончился текст, а камера все гудит. Продолжаю плакать? плачу? еще плачу. Когда кончилась пленка, Михаил Андреевич бросился ко мне: «Деточка, не плачь, внучка, вот тебе яблоко». Это было замечательно непрофессионально и замечательно по-человечески» («Утверждаю своих героинь каждой ролью», Марк Павлович, «Панорама-86». Сост. В. Аксенов. М. , 1986)

Критика

Сергей Кудрявцев: «Человек постигает мир, только когда полнее и глубже познаёт собственное «я», словно ведя с собой непрерывный «монолог» от рождения до смерти. И в то же время он постигает себя, познавая мир вовне. Так что многое в картине Ильи Авербаха повёртывается с разных сторон, проигрывается в различных вариациях. А главный итог, к которому приходит в финале «Монолога» основной герой, профессор Никодим Сретенский, нередко бескомпромиссный и в научной деятельности, и в отношениях с тремя женщинами своей жизни (женой, дочерью и внучкой) — это всё-таки необходимость по возможности терпимого и сострадательного, а потому истинно мудрого восприятия всего вокруг и в самом себе…»

Награды и призы

1976 — МКФ в Джорджтауне

Почетный диплом (Илья Авербах)

1974 — Премия польского журнала «Экран»

Лучшему иностранному фильму года

1973 — МКФ в Каннах

Участие в Основной программе

Информация для учителя.


Лекция о фильме «Монолог»

Лекторы: продюсер Борис Грачевский, писатель Татьяна Устинова, актрисы Ольга Будина и Лариса Бравицкая.

В ролях: Марина Неёлова, Маргарита Терехова, Михаил Глузский и другие
Режиссер: Илья Авербах
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна