18+

Мой добрый папа

Драма
1970
67 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Повествование в фильме ведется от лица мальчика Пети. Он живет в большом красивом городе у моря. Здесь светит солнце, повсюду нефтяные вышки, но Петин папа не нефтяник, как многие его друзья и соседи, а музыкант. Папа дирижирует оркестром и Петю дома тоже заставляет заниматься музыкой. Хотя мальчишке больше всего хочется бежать во двор, играть со сверстниками и не по возрасту бойким младшим братом. А еще папа пытается написать симфонию, но она что-то не очень получается, и мама советует бросить это безнадежное дело. Что до Пети, то он предпочел бы видеть отца военным, как раньше. Юный рассказчик сообщает, что когда-то папа сражался рядом с самим Чапаевым. Его словам сначала не очень-то доверяешь. Однако время действия картины — июнь 1941 года. Не успела семья выехать на дачу, как началась война. Папа уходит на фронт, и Петя с братишкой успевают проститься с ним у военного эшелона. Отец уже в офицерской форме — получается, насчет Чапаева и боевого прошлого мальчишка не соврал? Позже ребята увидят папу в военной кинохронике, причем с шашкой и на коне, и снова, как ни удивительно, приходится им верить. С войны отец не вернется.

Фильм снимался в Баку. В основе ленты — повесть Виктора Голявкина, писателя и художника, жившего в детстве в том же городе, что и его герои. Его отец был учителем музыки, так что история отчасти автобиографична. На экране с теплотой и сердечностью воссоздан предвоенный быт азербайджанской столицы, где каждая семья счастлива по-своему, но дети разных народов дружат и играют вместе. Фильм богат захватывающими дух панорамами Баку. Консультантом на картине работал выдающийся живописец Таир Салахов.

Мир «Моего доброго папы» видится глазами ребенка, но сюжетные конфликты тут вполне взрослые. Люди в окружении Пети делятся на непрактичных мечтателей, похожих на его отца и его друга-алкоголика Ливерпуля, и таких правильных и практичных, как продавец местной кондитерской, не забывающий занести на родительский счет конфеты, съеденные в долг детишками. С первыми, добряками, витающими в облаках, жить одно наказание, о чем-то и дело, кажется, сожалеет мама юного героя. Отцовский характер, однако, передался Пете по наследству. Когда с началом войны в город прибывают беженцы, мальчик приведет одну из семей к себе домой. Мама станет ругаться, но сосед заметит, что именно так бы поступил Петин папа. И в этот момент зритель начинает догадываться, что отец семейства не вернется, но сын достойно исполнит роль главного мужчины в доме.

Роль «доброго папы» стала одной из самых заметных в актерской биографии Александра Демьяненко, остававшегося в сознании публики прежде всего Шуриком из комедий Гайдая и голосом, дублирующим иноязычных исполнителей. Образ мамы воплотила Людмила Гурченко, детские роли органично сыграли ученики бакинских школ. Для режиссера Игоря Усова фильм стал, пожалуй, самым личным и наиболее значительным самостоятельным проектом, ведь большую часть своей творческой жизни он работал вторым режиссером (в частности, и у Алексея Германа — старшего). Одним из самых сильных эпизодов картины критики называли сцену ухода добровольцев на фронт. В глубоких сумерках, на фоне очертаний городской улицы, мы не видим строя призванных, лишь слышим звук множества шагов. Сначала разрозненные и беспорядочные, шаги становятся все ритмичнее и складываются наконец в марш. Лаконичная и суровая сцена говорит о времени, судьбе и чувстве долга красноречивее любого текста.

В ролях: Людмила Гурченко, Александр Демьяненко, Константин Корнаков, Александр Арутюнов, Пантелеймон Крымов, Рафик Азимов и другие
Режиссер: Игорь Усов
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна