16+

Соло для часов с боем

Драма
1974
113 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Московский художественный академический театр им. М. Горького

Словацкий драматург Освальд Заградник написал пьесу в 1973 г. В следующем году состоялась ее премьера в Художественном театре в постановке Олега Ефремова и Анатолия Васильева, будущего создателя Школы драматического искусства, тогда стажера театра.

Спектакль восхищает подробной, тщательно выверенной режиссурой, воплотившейся в столь же подробной игре великих «стариков» Художественного театра. Пьеса таит в себе изрядную долю пафосности, и только первоклассным актерам под силу её сыграть.

Внук одного из персонажей вопрошает, что это — музей или зверинец? Спектакль раскрывает философию драматурга, сосредоточившись на старшем поколении. Название пьесы метафорично: часы отмеряют мгновения человеческой жизни. Часовщик Райнер (А. Грибов) произносит, что всякие часы можно починить, делая после этих слов легендарную, много раз описанную мхатовскую паузу, наполненную глубоким смыслом: часы починить можно, человеческая жизнь конечна.

Обитатели дома престарелых пани Конти (О. Андровская), пан Хмелик, в прошлом рассыльный, (М. Прудкин) и часовщик Райнер по пятницам собираются на чаепитие в доме своего друга, лифтера на пенсии Абеля (М. Яншин). К компании всегда находит причину присоединиться еще один обитатель дома престарелых, полицейский инспектор Мич (В. Станицын). Их беседа незамысловата, в ней слышатся извечные жалобы стариков: куда-то исчез цейлонский чай, мандарины и прочее. Но какой подтекст вкладывают в этот банальный диалог актеры! В нем слышится сожаление о скоротечности жизни, глубоко запрятанное, как в строке «Баллады о дамах былых времен» Франсуа Вийона: «Где нынче прошлогодний снег?» Спектакль — гимн человеческому достоинству и благородству. В нем нет жалких ноющих стариков. Они полноценные личности. Когда Абель в ответ на слишком быстро вылетевшие слова его внука о том, что дом полон рухляди и барахла, с достоинством отвечает, что это его жизнь, снова возникает мхатовская пауза. Яншин произносит это с таким чувством собственного достоинства, что теперь, спустя сорок лет после создания спектакля, невольно рождается аналогия с эссе Л. Улицкой о «священном мусоре». «Священный мусор» — огромный чемодан, с которым не расстается пани Конти и который носит за ней, почитая за честь, пан Хмелик. М. Прудкин вкладывает в свою добровольную обязанность столько любви и преклонения перед этой женщиной, что понятно, эта неразделенная, незамеченная дамой его сердца любовь — для него счастье.

Пьеса Заградника может восприниматься как мелодрама или фантастическая сказка. Чувство стиля режиссеров и мастерство актеров помогло избежать и намека на это. День рождения пани Конти станет последним днем ее жизни, возможно, самым счастливым. Ее поклонникам это удается сделать. Сцена вечеринки с вином, музыкой, танцем, несомненно, шедевр.

Героиня О. Андровской — абсолютное олицетворение всепобеждающей женственности: ее улыбка, неповторимый смех с игривыми нотками заставляют видеть в ней молодую женщину, победительницу жизни. Её танец — минимум движений, максимум мимики, выражающей ее чувства, ее душу. Но время берет свое: ее жизнь обрывается. В чемодане оказываются только совершенно новое подвенечное платье и фата. Почему не сложилась судьба этой обворожительной женщины? Невозможно представить, чтобы у нее не просили руки и сердца. Свою тайну она уносит с собой. Эту недосказанность актриса вложила в роль, превратив свою героиню в романтическую незнакомку.

Мужчины в этом спектакле рыцарски отдали первенство даме, персонажу пьесы пани Конти и актрисе О. Андровской. Это не помешало им создать полнокровные характеры. Колючий Райнер (А. Грибов) — мастер своего дела, часовщик — золотые руки и философ. Для него часы — не механизм, равнодушно отсчитывающий время, но живой организм, необходимый для того, чтобы люди не забывали о быстротечности жизни и ценили бы её. Рассыльный (М. Прудкин), не стесняющийся говорить о чаевых, воплощает истинного джентльмена. Лифтер (М. Яншин) — истинный мыслитель. Сентенции он превращает в афоризмы. В. Станицын (Мич) вносит тепло и юмор в атмосферу, чуть отстранено относясь к своему заигравшемуся в блюстителя закона персонажу.

Точность режиссуры проявляется и в решении молодежи (И. Мирошниченко и В. Абдулов). Они прагматичны, им хочется получить всё сразу, но они ни в коей мере не противопоставлены «старикам», что блестяще подтверждает финал. Приехавшие санитары уносят пани Конти, которую в этот час не покидают ее друзья. Остается ее подвенечное платье и фата. Девушка примеряет их и начинает танцевать. Ее неторопливый изящный танец — зеркальное отражение танца пани Конти.

Жизнь продолжается: платье и фата на этот раз будут востребованы. Молодые актеры сохранили лирическую интонацию спектакля. В этой почти рождественской истории старшие персонажи, избежав нравоучительности и сентиментальности, передали свое осознание жизни молодым.

Режиссеры: Олег Ефремов, Анатолий Васильев, Леонид Пчёлкин
В ролях: Алексей Грибов, Виктор Станицын, Марк Прудкин, Михаил Яншин, Ольга Андровская, Всеволод Абдулов, Ирина Мирошниченко и другие

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна