16+

Гамлет

Драма
2007
160 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Коляда-Театр

Шекспировский «Гамлет» в интерпретации Николая Коляды проходит по территории смерти. Смертью, похоронами он начинается, и смертью заканчивается. Ритуальное погребение отца Гамлета — сам Гамлет (Олег Ягодин) наблюдает за церемонией, «прислонясь к дверному косяку». А перед его глазами — первобытное безумие, ритуальные хороводы, языческие обряды, творимые под мощную медитативную музыку. Могила засыпается ворохом каких-то непонятных предметов — от жестяных банок до мягких игрушек, и «укутывается» пирамидой из множества полотен «Моны Лизы».

Персонажи Шекспира оборачиваются босховскими героями, для которых физиологизм стоит на первом месте. Этот спектакль — буйство плоти, подобное тому, что некогда творилось на римских сатурналиях. Тантос и Эрос — два божества, которым поется гимн.

Эти две стихии становятся главными, а вовсе не шекспировская поэтика. Собственно, текст трагедии здесь существенно сокращен — интерес предоставляют лишь яростные чувства, вернее даже, страсти, захлестывающие всё и вся. Плясовое ведовство изгоняет со сцены традиционную драму.

Вероятно, честнее было бы дать этому действу подзаголовок «по мотивам», чтобы наверняка избежать неизбежных упреков и обвинений в святотатственном отношении к классической трагедии. Впрочем, святотатства в подобном «помоечном» (действие, по сути, происходит на помойке — истории ли, королевства ли, не так важно) «Гамлете» не так уж и много. Игровая, а очень часто и низовая структура шекспировского театра дает возможность практически для любой интерпретации. Другой вопрос, что дает то или иное новое прочтение.

Трактовка Николая Коляды выглядит прежде всего «пощечиной общественному вкусу», а уж потом неким высказыванием. Здесь Клавдий (Антон Макушин) произносит свою тронную речь обнаженным, погруженный в черную ванну, где он будет отмокать от только что свершившихся поминок и от собственного плевка в одно из многочисленных лиц «Моны Лизы». Здесь немолодая Гертруда (Клавдий, очевидно, по возрасту ближе к ее сыну) почти весь спектакль пребывает в некоей прострации, а в какой-то момент вдруг оказывается «околпачена» кабаньей головой и «обута» в изящные копытца. Полоний здесь вечно пьян и охоч до дверных ручек, а Озрик танцует венгерский танец Брамса. Здесь даже Офелию лишают возможности спокойно утонуть. Она, прижимая к груди живую мышку — единственный подарок принца Гамлета, в разговоре со своим отцом вдруг замечает Призрака. Он-то и унесет ее с собой, укутав заботливо в большой ковер. Ее — сошедшую с ума…

Складывается впечатление, что весь это сценический сумасшедший дом разыгран теми самыми бродячими комедиантами, что повстречались на пути Розенкранца и Гильденстерна. Такое множественное отражение театра в самом себе — он будто бы творится на наших глазах, все множась и множась. И вот уже актерам, разыгрывающим сюжет «Гамлета», приходится в свою очередь играть актеров, которых прописал Шекспир. И здесь, в этом театре, в квадрате пафос и патетика плохого театра достигают своего пика. Сергей Федоров (первый актер) берет такую невозможную высоту в знаменитом монологе о Гекубе, что сам долго не может отойти от потрясения собственной игрой.

Но что же во всей этой сумасшедшей истории сам Гамлет? Собственно, его фигура, его личность — единственное условие драматического конфликта. Он, с первых же минут спектакля одиноко стоящий в дверном проеме, постепенно все дальше и дальше отходит от этой оголтелой первобытной стаи. Если у прочих героев постепенно на первый план выходит звериное начало, то в Гамлете медленно, но неизменно проступает человек. И гибнет. Человеку в этом животном мире просто нет места. Жесток его финальный поединок с Лаэртом: оба в ошейниках, оба несвободные, они пытаются ухватить друг друга за эти самые признаки рабства. Хватают. И кружат, кружат, пока один не упадет без признаков жизни. Гамлет.

И останется он на сцене один — голый, скрюченный человек, вернувшийся в состояние эмбриона. Маленький, обжигаемый лучом света. Одинокий. А за ним — в том самом проеме, где некогда появился он сам, стоит толпа. Застывшая в огромном пластмассовом корыте — этой могиле и чаше омовения. А Призрак отца (Николай Коляда) исполняет для них на бис свою звездную роль — могильщика, похоронившего всех — от Полония и Офелии до самого автора и тех, кто собрался в зрительном зале…

Режиссер: Николай Коляда
В ролях: Любовь Кошелева, Василина Маковцева, Олег Ягодин, Антон Макушин, Сергей Колесов, Ирина Ермолова, Александр Замураев, Александр Кучик, Евгений Чистяков, Максим Тарасов, Сергей Ровин и другие

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна