16+

Кремлевские куранты

Драма
1967
160 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Московский художественный академический театр им. М. Горького

«Кремлевские куранты» — вторая часть из знаменитой драматической трилогии Николая Погодина, посвященной Ленину. Действие этой пьесы происходит в 1920 году в Москве — в то время, когда разрабатывается план электрификации страны (тот самый ГОЭЛРО). Естественно, самая большая потребность в такой момент — в специалистах, в инженерах-энергетиках. А один из них — Забелин — вместо работы по прямой специальности, демонстративно торгует спичками практически у самого Кремля. Он вполне открыто высказывается о своем недовольстве существующими порядками, разрухой, поглотившей страну, и, как следствие, не раз говорит о том, что такой стране жизни осталось совсем немного. В своих речах он чаще всего упоминает главные часы страны — Кремлевские куранты, что остановились, словно символизируя остановку времени для всего государства. И вот, его хватают и везут прямиком к Ленину. Финал более чем идеалистичен — жизнь налаживается, Забелин получает работу, нужную не только ему, но и стране, молодые герои (любовная линия пьесы) обретают друг друга, а злополучные Кремлевские куранты начинают идти, отсчитывая новую эпоху великой страны…

Впервые МХАТ показал свой спектакль по этой пьесе (руководитель постановки — В.И. Немирович Данченко, режиссеры — Л. Леонидов, М. Кнебель) 22 января 1942 года в эвакуации в Саратове. В этом же году постановка была удостоена Сталинской премии. И вот, спустя пятнадцать лет ее решили возобновить, пригласив для этого Марию Осиповну Кнебель. «Куранты» предстояло восстанавливать с новым составом, и главное — с новым исполнителем роли Ленина.

Было решено восстановить и декорации, созданные в 40-е годы В. Дмитриевым, причем многое можно было сделать только по памяти, поскольку не то что самих декораций — материалов не сохранилось.

Ленина теперь играл Борис Смирнов, и в его исполнении, в отличие от первой версии, основной акцент уже делался не на «похожесть». Режиссер и актер стремились «ощутить особую природу мысли Ленина», как писала Мария Кнебель. В результате это удалось Смирнову настолько, что в последствии он еще в двух театральных постановках и нескольких кинофильмах воплощал этот образ, получив за него Ленинскую премию.

Как многие отмечали, наиболее интересным «новым исполнителем», помимо Смирнова, оказался здесь и Борис Ливанов, которому предстояло играть Забелина после самого Хмелева. Он играл, прежде всего, ученого, причем ученого-практика, для которого профессия — это непрекращающийся труд. Ему было необходимо сознание, что и теперь, почему-то оказавшись выброшенным из нормальной трудовой жизни, он продолжает работать. И, продавая спички, он не юродствовал, не философствовал, а именно работал. Огромная внутренняя борьба игралась Ливановым в сцене, где Ленин предлагает его герою сотрудничество. Не желая идти на поводу у большевиков, он, одновременно, как настоящий ученый, все более и более увлекается конкретными вопросами, ему предложенными. «Не знаю, способен ли я», — говорит он неуверенно, но уже совершенно очевидно, что к торговле спичками он не вернется.

Своеобразным талисманом «Кремлевских курантов» стал актер Борис Петкер, игравший во всех версиях совсем небольшую роль мастера-часовщика. Возможно, это был один из самых блестящих эпизодов всего спектакля. Этот образ чудаковатого старика, созданный Петкером, был одновременно глубоко романтичен. Он, подобно шекспировскому Гамлету, видит, что «распалась связь времен», причем, в случае Петкера видит это наглядно. Но в его власти эту связь восстановить.

Восстановленный спектакль шел еще много лет. Его неоднократно представляли и за границей. И вот теперь, его можно увидеть и не на старой телевизионной пленке.

В ролях: Анастасия Зуева, Алла Тарасова, Борис Ливанов, Виктор Новосельский, Лев Золотухин, Дмитрий Шутов, Борис Смирнов, Василий Марков, Михаил Медведев, Маргарита Анастасьева, Татьяна Забродина и другие
Режиссеры: Мария Кнебель, Леонид Леонидов

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна