16+

Ромео и Джульетта

Трагедия
2012
162 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Костромской государственный драматический театр им. А. Н. Островского

«Ромео и Джульетту» уже давно никто не ставит как поэтическую историю любви в стилистике итальянского Возрождения. Вот и режиссер Сергей Кузьмич из примет эпохи оставил некоторым героям своего спектакля лишь костюмы, очень условно отсылающие ко времени действия, сосредоточившись совсем на другом.

В истории о юных веронских влюбленных его привлекла, прежде всего, стихия молодости. Молодости, для которой главное сбежать как можно дальше от взрослых — от их упорядоченного мира. Молодежь Вероны в спектакле Костромского театра — это своеобразная неформальная тусовка со своими внутренними проблемами и противоречиями. Уличные драки здесь норма не только для юношей, но и для девушек, а потому даже лучшие из них, принадлежащие к лучшим семьям, проводят свободное время не за пяльцами и клависинами, а в спортзале, самозабвенно молотя по боксерской груше.

Кстати, именно такой впервые видит Джульетту (Евгения Некрасова) зритель: в красных спортивных шортах, в боксерских шлеме и перчатках, — девушка, умеющая постоять за себя. И после такого знакомства тем отчетливее будет видно ее преображение, когда все силы и способы самообороны вдруг покажется лишними и ненужными, а враг превратится в любимого человека.

Под стать ей и Ромео (Всеволод Еремин), который вместо того, чтобы бесплотно вздыхать по Розалине, уже в первой сцене похищает ее из родительского дома и, завернув в ковер, приносит на условную лесную опушку, чтобы в очередной раз поведать о своих чувствах.

Действуют все импульсивно, не оставляя себе ни малейшего времени на раздумья, а руководствуются одной лишь эмоцией, воспитанной на песнях Depeche Mode.

К слову, музыка и тексты легендарной группы становятся в спектакле полноправными действующими лицами. Их текст служит отбивками между сценами и музыкальным сопровождением к наиболее экспрессивным моментам спектакля. Да и сам спектакль (после поднятия занавеса) открывается подобием рок-концерта, где в качестве солиста выступает актер, позднее перевоплотившийся в брата Лоренцо, а выстроенные на подмостках трибуны заполняются остальными действующими лицами.

Собственно, все молодые герои здесь — фанаты, для которых нет ничего святого и ничего высокого. Тот же Ромео (при наличии у противников шпаг) убивает и Тибальта, и позднее Париса, ножом — почти исподтишка. Но в местном молодежном кодексе — это не подлость. Просто больше ловкости и мастерства самозащиты.

А любовь… Любовь под дискотечными лучами красных и синих прожекторов тут чувство почти незнакомое. Да, партнерша должна быть у каждого — это статусно. Пара (даже прописанная в программке к спектаклю) есть и у Меркуцио, и у Тибальта. Собственно, для Ромео Розалина — как раз такая девушка, которой ему не достает, чтобы чувствовать себя свободно в общей тусовке. Но тут появляется Джульетта — ею не хочется ни с кем делиться, водить ее на общие встречи и обсуждать с приятелями. По мысли этого спектакля Ромео, да и сама Джульетта становятся в этом обществе изгоями раньше, чем происходит официальное изгнание, — они сами себя ставят вне окружающего мира, пытаясь нащупать что-то подлинное в тех чувствах, которые прежде были им недоступны.

С этой точки зрения очень интересна сцена их первой и единственной брачной ночи. Как правило, в большинстве постановок это сцена любви и первой близости, омраченная лишь близким расставанием. Сергей Кузьмич выстраивает ее иначе. Его Джульетта и Ромео не забыли о том, что произошло накануне — об убийстве Тибальта. Да, в разговоре с кормилицей Джульетта приняла сторону Ромео, но ни одному человеку не под силу так скоро вычеркнуть из сердца погибшего брата и осознание того, что совершил это любимый человек. И вот их первая ночь проходит под крылом траура — никакого упоения любовью, но попытка собрать расколовшееся в один день прошлое. Попытка принять друг друга такими, с этим новым грузом, с этим новым знанием. И лишь когда с первыми звуками соловья Ромео готовится покинуть любимую, она, наконец, сбрасывает с себя траурное платье и, оставшись лишь в легкой сорочке, ложится и протягивает руки к своему мужу… Но время — расставаться.

Спектакль Сергея Кузьмича не претендует ни на какие революционные трактовки и прочтения. Он просто рассказывает историю о том, как в самом закрытом для чего-то высокого и искреннего мире может зародиться и расцвести подлинное чувство. А смерть, унесшая героев — это не рок и не закономерность, это просто трагическая случайность.Залогом успеха во многом стала и простота самих историй, вокруг которых разворачивается действие. Сюжеты, «цепляющие» уже одной своей узнаваемостью, не требуют слов — ведь в них все самое близкое, самое сокровенное. Так, упруго проскакавший по сцене мячик, окунет каждого в его ушедшее детство, и вдруг перестанет «напрягать» возраст актера (Дмитрий Денисов), которому вновь предстоит погрузиться в свои детские переживания. Или неожиданно трогательная сцена встречи и прощания пожилой супружеской пары (Светлана Никифорова и Михаил Кузнецов), развернувшаяся всего в двух танцах, сможет рассказать о целой жизни этих двух постаревших людей. Жизни, прожитой вместе.

С драматических актеров сложно спрашивать как с профессиональных танцоров, солистов балета, но в спектакле Калужского театра они обладают тем, чего так часто не достает танцовщикам, владеющим безукоризненной техникой, — чувством драматизма происходящего. Артисты, выполняя танцевальные па максимально точно и красиво, еще и играли, проживали каждое из них, оставаясь выразительными в каждом движении, в каждом жесте. И рождался драматический танец. Единое танцевально-драматическое полотно с вплетенными в него судьбами отдельных людей, отдельных отношений и чувств.

Режиссер: Сергей Кузьмич
В ролях: Валерий Корчанов, Александр Кирпичев, Всеволод Еремин, Иван Поляков, Татьяна Ноздрина, Наталья Иншакова, Евгения Некрасова, Сергей Чайка и другие

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна