6+

Волшебная лампа Аладдина

Комедия
1974
60 мин
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Государственный академический Центральный театр кукол имени С. В. Образцова

Спектакль «По щучьему веленью» С. Образцов называл «Чайкой» своего театра. А сделанную вместе с О. Ушаковой «Волшебную лампу Аладдина» — второй «Чайкой». Образцова ценили за чувство юмора — потом «третьей «Чайкой» он назначит знаменитый «Необыкновенный концерт» с З. Гердтом. «Как зачарованные, помню, смотрели мы один из первых образцовских спектаклей «Лампа Аладдина», восхищенно дивясь тому, как эффектно вырастал сказочный золотой восточный город с его дворцами и мечетями», — писал соученик Образцова по ВХУТЕМАСу Б. Ефимов.

Премьеру пьесы, написанной Н. Гернет по мотивам «1001 ночи», сыграли 1 октября 1940 года, изначально постановку задумали для людей взрослых. Позже Образцов, как принято сейчас говорить, «целевую аудиторию» поменял на «ребят» (его словцо). А туда продолжали приходить не только семьями, но иногда и взрослые — и без детей. Когда Образцов говорил о спектакле «лирическом… комическом», это понятно, но было у него и неожиданное определение — про «романтическую героику». С героикой кукольник связывал детскую жажду приключений, динамичного действия, а романтической она становилась благодаря сказке, когда даже жестоким сценам придумывали подачу, которая смягчала бы их, переставляла бы смысловые акценты.

И пока дети очаровывались отважным бедняком Аладдином и, как и положено дочери султана, чуть капризной, но прекрасной Будур, пока перед их глазами разверзались пещеры с сокровищами и вырастали узорчатые строения, пока искали лампу и побеждали злодея-Визиря, взрослые прислушивались к не стареющим от эпохи к эпохе словам. Про то, как сватавшийся за Будур Визирь на золотой дворец для царевны решил собрать по горсти золота с каждого дома. Про то, как Султан, завидев возведенный уже Аладдином золотой дворец, восклицает: «Я думаю, что человек, у которого такие дворцы, достоин быть мужем дочери султана!» Любопытно, как разные поколения зрителей реагируют на рефреном звучащие в спектакле слова «Запомни свое обещание». Или на слова о стремлении к власти. Начинается этот круговорот Визирем, справляющимся у своего Гадателя: «Скоро ли умрет Султан, да продлит Аллах его достойную жизнь?» — а завершается как раз Гадателем, что жаждет смерти и Визиря, и Аладдина, и с этими мечтами об абсолютной власти крадучись идет по пустыне, пока не попадает в лапы царя зверей, льва.

Образцовская команда (художник — Б. Тузлуков, кукол зверей делали Е. Гвоздева и Н. Солнцев, композитор — Г. Теплицкий, танцы ставились А. Газианц) сделала по-восточному изящный сплав подвигов и любовных треволнений, побеждающей зло отваги и чудес. Были даже «спецэффекты» — сквозь дым старой лампы являлся Джинн Кашкаш, адского красного цвета существо, вдруг сообщавшее Аладдину, что с удовольствием превратит пустыню в сад. Все это с вниманием к каждой детали — в афише есть даже «консультант по игре на бубне» — Ф. Шамсутдинов.

В книге «Моя профессия» Образцов вспоминал: «Михоэлс как-то сказал мне, что стиль — это быт, но, зная Михоэлса и его спектакли, я понимал, что он подразумевал не натуралистическую имитацию быта, а предельное выражение бытовых характеристик данной эпохи, данного народа. И естественно, что, создавая «Волшебную лампу Аладдина», художник Тузлуков опирался и в куклах, и в декорациях на характеристики Востока».

И, конечно, постановки образцовцев невообразимы без юмора. Вот по пустыне лениво ступает лев, его выход — отдельный номер. Скучно царю зверей, хотя и цветы растут, и даже вода есть в его владениях, — ложится зверь плюшевой мордой к зрителю и, вытащив когтистую лапу, чешет шевелюру совсем «по-человечьи». Изначально, кстати, он должен был напасть на Аладдина, а тот его, естественно, убить. Но как вспоминал Образцов, уже на премьерном показе дети настолько полюбили эту куклу, что устроить ей такой бесславный уход со сцены было невозможно: тогда царственное животное «переключили» на Гадателя.

«Волшебная лампа…» была для образцовцев этапной постановкой в техническом плане. Впервые спектакль играли только с тростевыми куклами. К голове и к кистям рук крепятся трости, с помощью которых персонажем управляет актер (а если кукла должна жестикулировать обеими руками, помогает второй кукловод), что делает кукольную пластику более разнообразной.

В СССР тростевых кукол начали использовать в своем театре И. и Н. Ефимовы, которые, по словам Образцова, «фактически были первыми советскими кукольниками». Затем в Воронеже в тростевых кукол «играл» Н. Беззубцев. У Образцова в театре конструкция героев отличалась от предшественников, но все равно Образцов вел их происхождение от ефимовских. Но главное, после «Лампы» тростевые куклы стали необыкновенно популярны.

Благодаря Тузлукову в спектакле появилась и другая техническая особенность — двухплановая ширма (одна выше и дальше другой), которая, во-первых, помогала менять декорации быстро сменявших друг друга картин действия, а во-вторых, сделала саму картинку спектакля объемнее. Так и играют — уже больше 70 лет. И какие бы ни были возможности у кинематографа, когда сказка со всеми ее и чУдными, и чуднЫми событиями каждый раз рождается здесь и сейчас, часто это производит большее впечатление.

В ролях: Виктор Рябов, Ева Синельникова, Николай Алексахин, Евгений Началов, Евгений Сперанский, Николай Гжельский, Ольга Тарасова и другие
Режиссеры: Ольга Ушакова, Сергей Образцов

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна