Принцесса «Ленкома»

«Конечно, мы, артисты, грешники. Но я люблю артистов. Это такая беззащитная профессия! Такая зависимая профессия. Невероятная, несправедливая зависимость от случая! Татьяна Ивановна Пельтцер
говорила: «99 процентов случая — и только 1 процент таланта». Повезет — не повезет. Эта профессия калечит физически и очень калечит морально. Люди не выдерживают, спиваются. Я думаю, что в человеке должен быть очень развит интеллект. Особенно в человеке театра. Потому что только интеллект может вытащить из эмоциональной воронки: угара радости или отчаяния»
, — говорила Александра Захарова в одном из своих интервью.
Наверное, можно сказать, что будущей актрисе повезло с детства. Она родилась в Москве в актерско-режиссерской семье (мама — актриса Нина Лапшинова, папа — режиссер Марк Захаров
). Окончила Театральное училище имени Щукина и сразу поступила в отцовскую вотчину, в «Ленком»
, под папино крыло. «Александра замечательно играла, когда показывалась в «Ленком», — пишет в своей книге «Ленком — мой дом» Марк Захаров. — Ей дали отрывок из «Мамаши Кураж» Брехта. Она изображала немую, которая должна была повторять единственное слово: «Ма-а-ма, ма-а-ма!» Пробирало до слез. Мы стали обсуждать группу выпускников, пришедших на просмотр. Когда дошла очередь до Александры, Елена Алексеевна Фадеева — она играла мать Ленина, была депутатом Верховного Совета — стукнула ладонью по столу и сказала: «Что мы тут собираемся обсуждать?! Человек жену в театр не взял! А мы будем решать, быть ли здесь его дочери?!» Все согласились, что аргумент весомый и убедительный, и Александру приняли». Так в театре появилась своя принцесса, дочь короля, главного режиссера. Но, думается, принцип родства здесь сыграл далеко не решающую роль, а главным было все же несомненное дарование актрисы. И как это часто бывает в жизни, Захаровой пришлось неоднократно доказывать, что она не только папина дочка, а еще и самостоятельная творческая личность. Удалось ей это на пять с плюсом, сейчас уже никому в голову не придет сказать, что Александра Захарова в искусстве, что называется, по блату.
Александра Захарова в роли Ольги Ивановны и Александр Балуев в роли Дымова в спектакле Марка Захарова «Попрыгунья». Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова», Москва. Фотография: lenkom.ru
Александра Захарова (в центре) в роли графини Альмавивы в спектакле Марка Захарова «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова», Москва. Фотография: Женя Сирина / lenkom.ru
Александра Захарова в роли графини Альмавивы в спектакле Марка Захарова «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова», Москва. Фотография: Женя Сирина / lenkom.ru
Первые годы в театре она выходила в массовке, ролей не было. «Но что удивительно, когда я ходила с табуретками в темноте, я все равно чувствовала себя нужной и счастливой! Я — фаталист», — говорит Александра Захарова, и это слова истинной актрисы, преданной служительницы театра. И главные роли в «Ленкоме» у нее появились только после того, как она громко заявила о себе в кинематографе. Правда, тоже сначала под отцовским руководством. Снялась в его картинах «Дом, который построил Свифт» (Эстер), «Формула любви»
(Фимка), «Убить дракона»
(Эльза).
Но свою первую, действительно главную роль в кино актриса сыграла в картине режиссера Сергея Ашкенази «Криминальный талант». Александре виртуозно удалось создать образ обаятельной мошенницы Александры Рукояткиной. Как вспоминает Марк Захаров: «После успеха картины женщины, обладающие если не талантами, то способностями и торгующие из-под полы в подземных переходах, воспринимали Александру как свою и предлагали ей покупать со скидкой дефицитные в ту пору товары. Она, безусловно, получила признание как актриса».
Кадр из фильма «Дом, который построил Свифт». 1982
Кадр из фильма «Формула любви». 1984
Кадр из фильма «Криминальный талант». 1988
В театре актрисе довелось сыграть одни из самых интересных ролей мирового классического репертуара. И Офелию в «Гамлете», и Нину Заречную в «Чайке»
, и Раневскую в «Вишневом саде»
, и Озе в «Пер Гюнте», и Агафью Тихоновну в «Женитьбе»
. «Работается нам нормально, — признается в своей книге папа-режиссер. — Александра очень мне верит. Только если я убираю из роли какие-то слова и выражения, переживает.
— Не говори здесь «ах», — настаиваю я. — Продолжай дальше.
— Как же так?! Это самое важное!
И долго объясняет мне: если вымараю ее «ах», пропадет смысл сцены и сыграть без «аха» совершенно невозможно. Я в спор не ударяюсь, но потом поступаю по-своему».
Александра Захарова в роли Любови Раневской в спектакле Марка Захарова «Вишневый сад». Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова», Москва. Фотография: lenkom.ru
Александра Захарова (в центре) в роли Любови Раневской в спектакле Марка Захарова «Вишневый сад». Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова», Москва. Фотография: lenkom.ru
Александра Захарова в роли Озе и Антон Шагин в роли Пера Гюнта в спектакле Марка Захарова и Олега Глушкова «Пер Гюнт». Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова», Москва. Фотография: lenkom.ru
Впрочем, Александра всецело доверяет своему режиссеру. «Глупо актрисе спорить с режиссером, — считает она. — Особенно с таким, как Захаров. Жираф большой — ему видней. Он, как никто, чувствует время, у него удивительный слух, вкус».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна