Самый главный человек в офисе. Секретарши в кино

Если театр начинается с вешалки, то кабинет любого руководителя начинается с «предбанника», где располагается его секретарь. В подавляющем большинстве случаев на этих должностях трудятся представительницы прекрасного пола. Секретарша — это богиня офиса, она должна знать и уметь всё, угадывать настроение своего босса с полувзгляда, быть в курсе всех его дел, а также дел фирмы и ее сотрудников. А еще она обязана варить вкусный кофе и сногсшибательно выглядеть в строгом деловом костюме. В советском кинематографе есть несколько выразительных образов секретарш, о которых мы сегодня и вспоминаем.
Конечно, первое место среди отечественных киносекретарш прочно закреплено за легендарной Верочкой из «Служебного романа»
. Секретарша Людмилы Прокофьевны Калугиной просто идеальна. Она знает все обо всех, умеет хранить тайны (ну только если своей подруге расскажет о том, что Оля Рыжова — «вон она сидит в жутких розочках» — влюблена в замдиректора Самохвалова и пишет ему письма), она может дать своей начальнице уроки стиля и научить ее, как правильно одеваться и ходить так, как ходят настоящие женщины. В «Служебном романе» роль Верочки гениально сыграла Лия Ахеджакова. Вот что писал режиссер Эльдар Рязанов
в своей книге «Неподведенные итоги»: «Роль секретарши Верочки в пьесе «Сослуживцы» была иной, нежели в фильме «Служебный роман». Законодательница мод в «статистическом учреждении», молоденькая длинноногая хищница, желающая побыстрее и повыгодней выскочить замуж, практичная, бездуховная барышня — такой была Верочка в пьесе. В сценарии картины мне захотелось обогатить этот в общем довольно тривиальный персонаж. Мне очень импонировала мысль пригласить на эту роль Лию Ахеджакову. Мы с соавтором трансформировали образ, постарались «надеть» его на психофизические данные артистки. По сути, из прежнего характера мы оставили лишь одну черту — «законодательница мод». Мы понимали, что эти претензии секретарши при ее занятной внешности дадут новый комедийный эффект. Когда урок Калугиной — как надо завлекать мужчин, нравиться им, какую походку следует выбрать, как одеваться — дает Лия Ахеджакова, это в сто раз богаче, интереснее, сложнее и смешнее…»
Еще одну секретаршу Эльдар Рязанов показал в своем фильме «Карнавальная ночь»
. Секретаршу Огурцова Тосю Бурыгину сыграла Тамара Носова
. Тося всецело предана своему глуповатому начальнику, ходит за ним хвостом, одобряет все его нелепые идеи. И конечно же, когда Огурцов оказывается в тяжелой и в прямом смысле этого слова безвыходной ситуации тотчас приходит к нему на помощь. Огурцов застревает в лифте, и верная Тося приносит ему поесть. Кстати, Эльдар Рязанов сам предложил Игорю Ильинскому
, игравшему Огурцова, выбрать себе «секретаршу». И Игорь Владимирович предложил кандидатуру Тамары Носовой, которая тут же была утверждена и прекрасно сыграла эту роль.
В фильме Григория Александрова
«Волга-Волга»
Игорь Ильинский сыграл бюрократа Бывалова, которому тоже без секретарши никак было не обойтись. На роль секретарши Зои Ивановны была приглашена блистательная Мария Миронова. И она так великолепно сыграла эту роль, что, посмотрев отснятый материал, режиссер решил эпизоды с участием Зои Ивановны значительно подсократить, ибо, как ему показалось, она затмевала главную героиню.
Изумительный дуэт начальника и его секретарши показан в картине Виктора Титова «Отпуск за свой счет». Это действительно эпизод, длится он считанные минуты, но запоминается навсегда. Александр Ширвиндт
играет усталого замотанного начальника туристической фирмы, а в роли его секретарши Юлии Николаевны — Любовь Руденко. Она приносит ему бумаги на подпись, он требует все переделать, а секретарша очаровательно упрямится. Между ними происходит комический диалог.
Оригинальный взгляд на образ секретарши в фантасмагорическом фильме Карена Шахназарова
«Город Зеро». Первым потрясением московского инженера Алексея Варакина (Леонид Филатов
) в городе, куда он приехал в командировку, была голая секретарша директора завода. Причем ненормальным это показалось лишь одному Варакину, для всех остальных, включая самого директора, это было абсолютно обыденным делом — обнаженная девушка, печатающая документы на печатной машинке, поливающая цветы, готовящая чай. И когда изумленный герой смущенно говорит директору Пал Палычу (Армен Джигарханян), что там в «предбаннике» у него голая секретарша, тот выглядывает туда, а потом невозмутимо говорит: «Да, действительно», и предлагает перейти к цели визита Варакина.
Ну, а самая знаменитая секретарша 2000-х, разумеется, Катя Пушкарева из популярного сериала «Не родись красивой». Ей удалось воплотить мечту многих своих коллег — покорить сердце своего начальника, выйти за него замуж и к тому же сделать карьеру, то есть выйти за рамки секретарского амплуа.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна