Мотор! Камера! Бал!

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Так по наблюдениям Александра Сергеевича Пушкина эволюционировал центральный танец традиционного бала — мазурка. Вообще, балу в России было отмерено всего два века, и в течение этого времени стремительно менялось всё — музыка, пластика, набор и последовательность танцев. На первые ассамблеи к Петру Первому 
съезжались неповоротливые дамы в платьях с каркасными фижмами и такие же малоподвижные кавалеры в тяжеленных негнущихся камзолах. Естественно, что в танце они могли только медленно плавно прохаживаться и приседать в менуэте. Спустя век дворянские дети, наученные иностранными учителями, уже танцевали не хуже французских придворных: легко кружились в вальсах и выделывали сложные коленца в мазурке. И конечно, мода начала XIX века сильно способствовала удобству танцующих: легкие «античные» платья дам, мужские лосины, чулки и фраки не шли ни в какое сравнение с громоздкими нарядами XVIII столетия.
Балы устраивали в основном зимой — после Рождества и вплоть до начала Великого поста. Бывали и летние балы — но они чаще носили импровизированный, домашний характер. Если мы возьмемся вспомнить все бальные эпизоды в произведениях классиков русской литературы, список будет длинным… И для кинематографистов бал — благодатный материал, позволяющий создать масштабное, динамичное экранное полотно. В преддверии зимних праздников мы предлагаем вспомнить балы в отечественных фильмах, давно ставших классикой.

«Гусарская баллада», 1962 год

Режиссер — Эльдар Рязанов
Озорная Шурочка Азарова морочит голову своему жениху поручику Ржевскому. Ей не нравится то, как он о ней отзывался, еще не видя ее. Любящий дядя Шурочки дает бал в своем имении и радуется скорой свадьбе племянницы. А она тем временем наряжается в костюм гусарского корнета и выдает себя за своего же родственника. Поручик Ржевский рад случаю выведать у корнета подробности про ненавистную невесту. Эта игра идет на фоне бала-маскарада, который прерывается сообщением о вторжении войск Наполеона в пределы Российской империи.


«Война и мир» (серия «Наташа Ростова»), 1965 год

Первый бал Наташи Ростовой в фильме Сергея Бондарчука до сих пор поражает воображение — до того виртуозно выстроены драматургия, пластическое решение этого большого, многонаселенного эпизода фильма. Известно, что в какой-то момент съемок оператор Анатолий Петрицкий, не выпуская из рук камеры, встал на роликовые коньки — только так можно было беспрепятственно петлять между танцующими парами. Бал снимали в знаменитом Первом павильоне «Мосфильма»
 — это огромное помещение позволило задействовать большую массовку и эффектно снять «вихри» танцующих с большой высоты. Но ничуть не менее прекрасны портреты дебютантки Наташи — тоненькой растерянной девушки, которая очень хочет танцевать.

«Анна Каренина», 1967 год

Режиссер — Александр Зархи
Бал, на котором Вронский должен был танцевать с Кити, оборачивается для девушки драмой. Уже почти жених, он пригласил на танец замужнюю даму и, кажется, полностью сосредоточил на ней внимание. «Все покрылось туманом» — так передает ощущения Кити Толстой. И чуткие авторы фильма «размазывают» в этот момент изображение. Мы видим зал глазами Кити: только разноцветные пятна проносятся туда-сюда, четко видны лишь Анна с Вронским, и они отделены от происходящего коконом вспыхнувшего чувства.

«Дворянское гнездо», 1969 год

В черно-белой ретроспекции воссоздан парижский бал, на котором блистает жена Лаврецкого Варвара Павловна. Суета, теснота и мельтешение людей только усиливают напряжение героя — ему не нравится такая широкая популярность супруги. Но есть в фильме и еще один бал — домашний, шуточный, летний. В старом парке Калитиных составляются несколько пар танцоров (среди которых и согбенный старик Лемм в кафтане канареечного цвета), они исполняют старинный церемонный танец, медленно двигаясь за руки и кланяясь друг другу. Это одна из самых живописных сцен фильма.

«Отец Сергий», 1978 год

Режиссер — Игорь Таланкин
Эпизод пышного бала, на котором император «благословляет» свою бывшую возлюбленную Мэри Короткову на брак с блестящим офицером князем Касатским, монтажно прорежен кадрами с удаляющимся женихом. Он бежит от света и вообще от мирской жизни. Слишком силен удар открывшейся правды. А в бальном зале раздаются звуки мазурки — император и фрейлина его жены Мэри Короткова танцуют под умильными взглядами придворных.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна