Театральные костюмы Вячеслава Зайцева

Художник-модельер Вячеслав Зайцев начал работать для театров в 1963 году — он разрабатывал костюмы, сценографию, плакаты для постановок. Первым спектаклем, над которым он работал как художник по костюмам, стал «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
в Театре сатиры
. С того времени он оформил 20 спектаклей для российских и зарубежных театров. Среди них ― «Современник»
, МХАТ
, Театр сатиры и Театр имени Евгения Вахтангова
.

Художник для театра

Сцена из спектакля Юрия Соломина «Молодость Людовика XIV». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: <a href="https://www.maly.ru/spectacle/view?name=ludovik" target="_blank">maly.ru</a>
Андрей Миронов в роли Фигаро в спектакле Маргариты Микаэлян «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Московский академический театр сатиры, Москва. Фотография: <a href="https://satire.ru/bezumnyy-den-ili-zhenitba-figaro" target="_blank">satire.ru</a>
Сцена из спектакля Андрея Житинкина «Пиковая дама». Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: <a href="https://www.maly.ru/spectacle/view?name=dama" target="_blank">maly.ru</a>
Первые сценические костюмы Вячеслава Зайцева публика увидела в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Театра сатиры
. Модельер стремился изменить устоявшийся фасон, объединить спектакль и моду. Так, небесно-голубое атласное платье графини Розины получило изысканную драпировку; алый костюм слуги Фигаро — украшение из маленьких круглых зеркал; а черный бархатный колет (короткая куртка) Фигаро — шитье золотыми нитями. Сам он так вспоминает свои первые театральные шаги: «И я сделал то, чего не хватало в театральном костюме: мне не нравилась бутафорность и сухость — я взял натуральные ткани и сделал так, чтобы в костюме было не стыдно выйти в зал».
Позднее Вячеслав Зайцев оформлял постановки для театра «Ромэн»
и МХАТ
, а также сотрудничал и с несколькими бродвейскими театрами. В Государственном Малом театре
он работал вместе с Андреем Житинкиным в постановке «Маскарад» и с Юрием Соломиным
в спектакле «Молодость Людовика XIV». Одной из последних работ Вячеслава Зайцева для Малого театра стала «Пиковая дама»
2015 года.

Наряды для принцесс и королей

Елена Измайлова в роли Елизаветы в спектакле Михаила Ульянова «Ричард III». Театр имени Евгения Вахтангова, Москва. Фотография: <a href="https://vakhtangov.ru/show/richard/" target="_blank">vakhtangov.ru</a>
Сцена из спектакля Евгения Вахтангова «Принцесса Турандот». Театр имени Евгения Вахтангова, Москва, 1963 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Василий Лановой в роли Калафа и Людмила Максакова в роли Адельмы в спектакле Евгения Вахтангова «Принцесса Турандот». Театр имени Евгения Вахтангова, Москва. Фотография: <a href="https://vakhtangov.ru/show/turandot2/" target="_blank">vakhtangov.ru</a>
Вячеслав Зайцев тщательно прорабатывает каждый эскиз одежды, чтобы он соответствовал не только общей концепции представления, но и исторической эпохе. Через одежду художник передавал особенности времени и черты характеров героев. Так, в нарядах главного злодея спектакля об эпохе Средневековья, «Ричард III»
, модельер использовал все оттенки красного — от кроваво-красного, символа убийства, до торжественно-пурпурного, знака королевской власти.
В работе над постановками Вячеслав Зайцев никогда не акцентировал внимание на своем участии и не навязывал личных амбициозных идей. Когда художник создавал костюмы для спектакля «Принцесса Турандот»
, одной из актрис массовки не понравился эскиз платья, который он нарисовал. Новую модель костюмер сделал в соответствии с ее пожеланием. В результате после премьеры многие отмечали несоответствие наряда спектаклю.

Работа в театре «Современник»

Сцена из спектакля Галины Волчек «Три сестры». Московский театр «Современник», Москва. Фотография: <a href="https://sovremennik.ru/plays/tri-sestry" target="_blank">sovremennik.ru</a>
Сцена из спектакля Галины Волчек «Вишневый сад». Московский театр «Современник», Москва. Фотография: <a href="https://sovremennik-teatr.ru/spektakl-vishnevyy-sad/" target="_blank">sovremennik-teatr.ru</a>
Сцена из спектакля Галины Волчек «Вишневый сад». Московский театр «Современник», Москва. Фотография: <a href="https://sovremennik-teatr.ru/spektakl-vishnevyy-sad/" target="_blank">sovremennik-teatr.ru</a>
В «Современник»
Вячеслава Зайцева пригласила главный режиссер театра Галина Волчек
. Первой их совместной работой стал спектакль «Три сестры» 1982 года. Кружево, шифон, шерсть ― сейчас ткани для любого наряда найти несложно. А тогда Зайцев придумывал, где достать необходимый материал: что-то покупал у фарцовщиков, что-то привозил из-за границы. Например, кружево для накидки Любови Раневской Зайцев тайком привез из Парижа.
В 2001 году в спектакле «Три сестры» Вячеслав Зайцев выступил не только как художник по костюмам, но и как сценограф. В качестве главной декорации он предложил использовать мост как метафору стремления сестер вырваться из провинции в Москву. Наряды главных героинь Зайцев сшил в одной стилистике: строгие, скромные платья пастельных тонов. За все время существования постановки в театре наряды практически не изменились.
Для театра «Современник» Вячеслав Зайцев разработал сценографию и костюмы к пяти спектаклям: «Вишневый сад», «Три сестры», «Анфиса»
, «Лоренцаччо» и «Кто боится Вирджинии Вулф?»
.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна