5 русских меценатов

В середине XIX — начале XX века меценаты открывали музеи и театры, возрождали старинные ремесла и народные промыслы. Их имения превращались в культурные центры, куда съезжались известные художники, актеры, режиссеры, писатели. Здесь при поддержке благотворителей они создавали свои знаменитые картины, писали романы, разрабатывали проекты зданий. Вспоминаем самых щедрых меценатов, которые повлияли на развитие русской культуры.

Павел Третьяков (1832–1898)

Николай Шильдер. Искушение. 1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Портрет Павла Третьякова (фрагмент). 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами (фрагмент). 1853. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Свою первую коллекцию купец Павел Третьяков
начал собирать еще в детстве: он покупал гравюры и литографии в небольших лавках на рынке. Благотворитель организовал приют для вдов и сирот неимущих художников и поддерживал многих живописцев, покупая и заказывая у них картины. Всерьез о собственной галерее искусств меценат задумался в 20 лет, после посещения петербургского Эрмитажа
. Картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова положили начало собранию русской живописи Павла Третьякова.
Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее купца было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур. К 40 годам его коллекция стала настолько обширной, в том числе и благодаря собранию брата, Сергея Третьякова, что коллекционер решил построить для него отдельное здание. Тогда же он передал ее в дар родному городу — Москве. Сегодня в Третьяковской галерее
находится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Савва Мамонтов (1841–1918)

Валентин Серов. Девочка с персиками (фрагмент). 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Поленов. Савва Мамонтов и Пеетр Спиро за роялем. 1882. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Михаил Врубель. Гвидон (фрагмент). 1890-е. Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево», Московская область
Крупный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов всерьез увлекался искусством: он сам неплохо лепил, писал пьесы и ставил их в своем подмосковном имении, профессионально пел басом и даже дебютировал в Миланской опере. Его усадьба Абрамцево
стала центром культурной жизни России в 1870–90-х годах. Здесь собирался так называемый мамонтовский кружок, куда входили известные русские художники, театральные режиссеры, музыканты, скульпторы и архитекторы.
При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел. На свои средства меценат основал первую в России частную оперу и помог создать Музей изящных искусств (сегодня — Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина
).

Савва Морозов (1862–1905)

Савва Морозов на строительстве здания Московского Художественного театра. Москва, 1901 год. Фотография: Музей МХАТ, Москва
Савва Морозов. Москва, 1900-е годы. Фотография: Музей МХАТ, Москва
Савва Морозов с матерью и детьми — Тимофеем, Марией и Еленой. 1898 год. Фотография: Мультимедиа Арт Музей, Москва
Савва Морозов
принадлежал поколению «новых» московских купцов. В отличие от отца и деда, родоначальников семейного бизнеса, молодой предприниматель получил прекрасное европейское образование и имел художественный вкус. Он дружил с людьми искусства, поддерживал их и помогал в разных, не только творческих начинаниях. Вместе с Максимом Горьким
он проводил для детей с городских окраин рождественскую елку, а Антону Чехову
нашел дачу в Подмосковье, когда болезнь писателя обострилась.
Савва Морозов был поклонником Московского художественного театра
и жертвовал немалые средства на его развитие. Для театра Морозов купил особняк и обустроил его по последнему слову театральной техники: здесь впервые в России появилось осветительное оборудование. Станиславский 
писал, обращаясь к Морозову: «Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».

Алексей Бахрушин (1865–1929)

Константин Коровин. Кабачок (фрагмент). Эскиз декорации к балету «Дон Кихот». Императорский Большой театр, Москва. 1905. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Владимир Пименов. Портрет Алесандра Бахрушина — основателя театрального музея (фрагмент). 2009. Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль», Зарайск, Московская область
Петр Кончаловский. Эскиз декорации к опере «Дон Жуан». Опера Сергея Зимина, Москва. 1913. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Династию Бахрушиных называли в Москве «профессиональными благотворителями». Отец Алексея Бахрушина
вместе с двумя его братьями строил церкви и больницы, школы и приюты. Бахрушины поддерживали развитие профессионального и любительского театра: они помогли антрепренеру Федору Коршу создать свой театр и построили для рабочих народный дом со сценой, где любительская труппа представляла свои спектакли. Именно увлечение театром стало делом жизни Алексея Бахрушина. Меценат собирал
редкие фотографии и личные вещи артистов, режиссеров, сценографов, а также рукописи и автографы известных писателей, старинные музыкальные инструменты, сценические костюмы — все, что было связано с историей русского театра.
Позже на основе своей коллекции Бахрушин создал в Москве Театральный музей
, который существует и сегодня. Здесь по-прежнему собирают все, что связано с этим искусством. И так же, как раньше, актеры, режиссеры и художники приносят в дар музею новые экспонаты.

Мария Тенишева (1858–1928)

Сергей Малютин. Чистая изба в доме Кочетова (фрагмент). Эскиз декорации к спектаклю «Скоморох». Театр в усадьбе княгини Марии Тенишевой «Талашкино», Смоленск. 1900. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Константин Коровин. Портрет Марии Тенишевой (фрагмент). 1899. Смоленский государственный музей-заповедник, Смоленск
Сергей Малютин. Палата в Государевом дворце (фрагмент). Эскиз декорации к спектаклю «Скоморох». Театр в усадьбе княгини Марии Тенишевой «Талашкино», Смоленск. 1900. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Княгиня Мария Тенишева
вела активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил ее муж, она открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы и клуб. В своем имении в Талашкино княгиня создала бесплатную художественную студию, где молодые люди готовились к поступлению в петербургскую Академию художеств
. Здесь же она открыла мастерские, где народные умельцы возрождали традиционные ремесла. Вместе с деревенскими мастерами трудились представители художественной элиты: обжигали керамику тут под руководством Михаила Врубеля
, вышивали узоры для костюмов по эскизам Валентина Серова
и Константина Коровина
.
Мария Тенишева собирала предметы народного творчества и произведения известных мастеров. В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками. Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас оно хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени Коненкова.

Автор: Снежана Мартынова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна