Музыкальные портреты

Зинаида Волконская, Елизавета Гилельс, Анна Есипова и Наталия Сац — настоящие звезды прошлых веков. Имена этих женщин были известны далеко за пределами России, их выступлений и постановок ждали любители музыки по всему миру. «Культура.РФ» рассказывает о творческом пути четырех выдающихся исполнительниц.

Зинаида Волконская (1789–1862)

Зинаида Волконская
, в девичестве княжна Белосельская, родилась в 1789 году в Дрездене, где ее отец, князь Александр Белосельский-Белозерский, служил посланником при Саксонском дворе. Мать Варвара Татищева умерла, когда девочке было лишь три года, а воспитанием и образованием Зинаиды и ее сестер Натальи и Марии занимался сам князь, известный меценат и очень эрудированный человек. Зинаида с детства увлекалась музыкой и литературой, а также пением: у юной княжны было прекрасное контральто.
С 1808 года Зинаида состояла при дворе королевы Луизы Прусской, где познакомилась с Александром I. Их искренние теплые отношения и трогательная переписка длились до самой смерти императора. Историки полагают, что именно Александр I из всех поклонников княжны сумел действительно покорить ее сердце, однако их отношения никогда не выходили за рамки платонической дружбы. А в 1811 году состоялся брак Зинаиды и состоятельного молодого князя — фильгель-адъютанта императора Никиты Волконского.
После свадьбы Зинаида с мужем и родившимся сыном Александром сопровождала Александра I в его европейских походах, и в каждом новом городе ее певческий талант — а также баснословное богатство мужа — привлекал все новых знакомых и поклонников. Волконская познакомилась с итальянским композитором Джоаккино Антонио Россини и с большим успехом поставила в Париже его оперу «Итальянка в Алжире», где исполнила главную партию. Позже она блистала в качестве исполнительницы на Венском и Веронском конгрессах и в 1817 году вернулась в Петербург уже знаменитостью.
В России Волконская впервые попробовала себя в литературе: писала романтические новеллы на французском языке. Литературный критик Степан Шевырев оценивал стиль княгини: «В ней врожденная любовь к искусству. О, если бы она в молодости писала по-русски! У нас бы поняли, в чем состоит деликатность и эстетизм стиля» . Но спустя три года Волконская оставила Петербург и на несколько лет поселилась в Риме, где устраивала своеобразные «русские салоны» в своих резиденциях. В «римский кружок» княгини входили художник Сильвестр Щедрин, архитектор Константин Тон 
и другие отечественные деятели культуры.
В 1824 году княгиня поселилась в Москве, на Тверской. Ее жизнь была насыщенной: она пела в благотворительных концертах, изучала фольклор, историю Древней Руси. Как и в Риме, московский салон Волконской притягивал известных деятелей культуры и искусства: частыми гостями княгини были Василий Жуковский
, Евгений Боратынский
, Адам Мицкевич. Александр Пушкин
, любивший бывать у Волконской, называл ее «царицей муз и красоты».
В декабре 1826 года Зинаида Волконская устроила прощальный вечер для жен декабристов, которые решили последовать за мужьями в Сибирь, и попала под пристальное внимание полиции. Княгиня перевела свой капитал на имя сына и вновь уехала в Италию, на этот раз навсегда. Ее римская вилла до конца жизни Волконской оставалась центром международной культурной жизни, ее часто посещали приезжавшие в Рим со всех уголков света художники, писатели и музыканты. Сама Зинаида Волконская последние годы посвятила благотворительности. «В течение почти трех десятилетий она являлась в Риме примером редкой добродетели, в особенности раскаяния и умеренности» , — прокомментировала известие о смерти Волконской газета Giornale di Roma.

Анна Есипова (1851–1914)

Анна Есипова родилась в Санкт-Петербурге в 1851 году в семье чиновника Николая Есипова. Еще в детстве Анна стала проявлять интерес к творчеству, и родители организовали для нее уроки фортепиано в частном пансионе, однако из-за тяжелого финансового положения семьи Есиповой очень скоро пришлось отказаться от занятий. В 13 лет Анна поступила в Петербургскую консерваторию
, в подготовительный класс Александра Виллуана. Спустя год девочку перевели в класс известного пианиста Теодора Лешетицкого, и по протекции правления консерватории обучение талантливой пианистки оплачивал некий меценат.
Окончив консерваторию с золотой медалью, Есипова отправилась за границу с концертами. Молодой пианистке такие гастроли были необходимы, чтобы получить нужные знакомства и репутацию, которые в будущем могли обеспечить ей карьерные перспективы на родине. В основу концертного репертуара Есиповой легли произведения Моцарта, Бетховена, Шопена и Мендельсона.
Игра Есиповой была действительно виртуозной: она сочетала экспрессию и четкость звукоизвлечения, рассыпчатость и мягкость звука. Западная публика восторженно принимала русскую пианистку. Сам Ференц Лист пригласил Есипову принять участие в своем юбилейном концерте, а Антон Рубинштейн
называл ее «величайшей из современных пианисток». С легендарным композитором Есипова играла в четыре руки. В 1884 году она получила приглашение от Парижской консерватории выступить на большом ежегодном концерте. В то время такое предложение считалось высочайшим знаком уважения: участвовали в этом мероприятии только французские музыканты, и до Есиповой консерватория делала исключение из этого правила только для двух артистов: Антона Рубинштейна и Генрика Венявского.
В 1887 году Рубинштейн предложил Есиповой стать профессором Петербургской консерватории. Пианистка ответила отказом — не хотела уходить от концертной деятельности, но изменила свое решение в 1893 году. Учиться у виртуозной пианистки мечтали все, но она принимала только самых одаренных — и требовала от них многого. Есипова была сторонницей железной дисциплины и никогда не опаздывала, во время занятий мало говорила, но много играла, причем практически всегда по памяти, без нот. Она даже придумала для своих занятий технику «серебряной монеты»: пианистка клала на тыльную сторону ладони упражнявшегося ученика серебряную монету и дарила ее студенту, если монета не падала во время игры. Но главной особенностью ее педагогического стиля был индивидуальный подход к ученикам. Выпускница класса Есиповой, Раиса Лившиц, вспоминала: «Я лично постоянно наблюдала самое бережное отношение к способностям и индивидуальным особенностям взращиваемых Анной Николаевной учеников. Помню, как однажды четыре ученика в ее классе играли Третью балладу Шопена. Все четверо исполняли эту вещь по-разному». В разные годы в классе Есиповой занимались Анастасия Вирсаладзе (бабушка пианистки Элисо Вирсаладзе
), Мария Юдина, Александр Боровский, Сергей Прокофьев
.
После смерти своего педагога Сергей Прокофьев писал: «Я оказался ее последним учеником-победителем из той колоссальной фаланги лауреатов, которых она готовила на своей фабрике» .

Наталия Сац (1903–1993)

Наталия родилась в Иркутске
в семье виолончелиста и композитора Ильи Саца и певицы Анны Щастной. В 1904 году семья переехала в Москву, где Илья Сац получил должность заведующего музыкальной частью и дирижера Московского Художественного театра
.
Наталию с детства окружали люди творчества. Друзьями семьи и частыми гостями московского дома были Сергей Рахманинов
, Константин Станиславский
, Евгений Вахтангов
и другие деятели искусства. А ее театральный дебют состоялся, когда девочке едва исполнился год.
В 1905 году Всеволод Мейерхольд
ставил во МХАТе пьесу Мориса Метерлинка «Смерть Тентажиля», музыку к которой поручил написать Илье Сацу. По замыслу Мейерхольда в кульминационный момент пьесы в музыке должны были появиться звуки плача новорожденного, но ни режиссера, ни самого композитора категорически не устраивали ни инструментальная имитация плача, ни попытки актеров и музыкантов изобразить его — Сац искал максимальной правдивости звучания. И вдруг во время генерального прогона он сорвался домой и вернулся с укутанной в одеяло Наташей. Дирижер положил дочь на стулья возле пульта и начал репетицию, а в тот самый кульминационный момент дал девочке бутылочку с прикормом — и тут же отнял. Наташа расплакалась, «закричала на полную мощь». Мейерхольд был в восторге, а вот Анна, мать новой звезды МХАТа, — нет.
Подростком Наталия занималась в Драматической студии имени Грибоедова
, в 1917 году окончила музыкальный колледж имени Александра Скрябина, а спустя год, когда Сац было всего лишь 15 лет, она получила должность заведующей детским сектором в Театрально-музыкальной секции Московского совета рабочих депутатов. Именно по инициативе Сац в России появился первый детский театр — Детский театр Моссовета
.
В 1921 году 17-летняя Наталия Сац основала Московский театр для детей (современный РАМТ), художественным руководителем которого оставалась в течение 16 лет. Один из самых авторитетных отечественных театральных критиков Павел Марков вспоминал о Сац как о «девушке, почти девочке, которая стремительно и энергично вошла в сложный строй московской театральной жизни и навсегда сохранила ответственное понимание своего жизненного и творческого признания» . Она стремилась создать такой театр, который стал бы для детей всех возрастов порталом в светлый и сказочный мир, местом ничем не ограниченной фантазии — и ей это удалось.
Культовый немецкий дирижер Отто Клемперер, посмотрев режиссерские работы Сац в детском театре, пригласил ее в Берлин и предложил поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в «Кролль-опере». Для Сац эта постановка оказалась настоящим прорывом: она стала первой в мире женщиной-режиссером опер — и без преувеличения всемирно известным театральным деятелем. Успешными стали и другие ее зарубежные оперные постановки: «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в аргентинском «Театро Колон». Газеты Буэнос-Айреса писали: «Русская художница-режиссер создала новую эпоху в искусстве оперы. Спектакль [«Свадьба Фигаро»] глубоко психологичен, как это бывает только в драме, и этим нов и привлекателен для зрителя» .
После возвращения в СССР в 1937 году Наталия Сац была арестована как жена «изменника Родины». Ее мужа — наркома внутренней торговли Израиля Вейцера — обвинили в контрреволюционной деятельности. В ГУЛАГе
Сац провела пять лет, а после освобождения уехала в Алма-Ату, так как не имела права вернуться в Москву. В Казахстане она открыла первый Алма-Атинский театр юного зрителя, где работала в течение 13 лет.
В 1965 году Наталия Сац, уже вернувшись в столицу, основала первый в мире Детский музыкальный театр. Она ставила не только детские спектакли, но и «взрослые» оперы Моцарта, Пуччини, а в симфонические абонементы включала «серьезную» музыкальную классику.
В последние годы жизни Наталия Сац преподавала в ГИТИСе
, основала благотворительный фонд содействия развитию искусства для детей и написала множество книг и пособий по вопросам музыкального воспитания.

Елизавета Гилельс (1919–2008)

Елизавета Гилельс, младшая сестра пианиста Эмиля Гилельса, родилась в Одессе. Семья всемирно известных исполнителей была отнюдь не музыкальной: отец Григорий служил бухгалтером на сахарной фабрике, а мать Эсфирь вела домашнее хозяйство.
Лиза Гилельс впервые взяла в руки скрипку в шесть лет, а азам музыкального искусства ее обучал известный одесский педагог Петр Столярский. Еще подростком Гилельс заявила о себе как о вундеркинде: в 1935 году юная скрипачка получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. А в 1937 году, когда ей было 17, Елизавета в составе делегации советских скрипачей произвела фурор на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Первую премию конкурса присудили Давиду Ойстраху, вторую — исполнителю из Австрии, а Гилельс и ее коллеги разделили места с третьего по шестое. Эта триумфальная победа прославила Елизавету Гилельс и в Советском Союзе, и за его пределами.
Когда советские музыканты возвращались из Бельгии, их встречала торжественная процессия, участником которой был талантливый, но в те годы еще неизвестный скрипач Леонид Коган. Свой букет он вручил именно Елизавете Гилельс, талантом которой всегда восхищался: так состоялось знакомство будущих супругов. Правда, парой они стали не сразу. Гилельс недавно стала звездой, активно выступала и гастролировала, к тому же была старше. Но однажды она услышала выступление неизвестного скрипача по радио. Виртуозная игра поразила ее, и, когда диктор объявил имя исполнителя — а им был Леонид Коган, — уже Гилельс стала его большой поклонницей.
Музыканты поженились в 1949 году. Гилельс и Коган долгие годы играли в дуэте, исполняли сочинения для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Эжена Изаи. Постепенно Елизавета отказалась от сольной карьеры: в 1952 году у пары родился сын — Павел Коган, он стал известным скрипачом и дирижером, а спустя еще два года появилась дочь Нина, одаренная пианистка и талантливый педагог.
С 1966 года Елизавета Гилельс стала преподавать в Московской консерватории. Ее учениками были скрипачи Илья Калер, Александр Рождественский, Илья Груберт и другие талантливые музыканты. После смерти Леонида Когана в 1982 году Гилельс занималась систематизацией его наследия: подготовкой к печати книг и выпуском записей.
Авторы: Екатерина Тарасова, Алевтина Бояринцева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна