Предлинные ногти, благородство в глазах и выразительная физиономия

Об Александре Пушкине
современники оставили противоречивые воспоминания. Кто-то называл его внешность «смесью обезьяны с тигром», а кто-то считал поэта почти красавцем; одним запомнились его задумчивые глаза, другим — курчавые волосы. «Культура.РФ» совместно с Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства
собрал воспоминания современников поэта о его внешности, голосе и домашней обстановке.

A la Pusсhkin: внешность поэта

Борис Киселев. Ларчик «У Лукоморья», со съемной крышкой. Папье-маше, лак, темпера, золото твореное, живопись миниатюрная. 1966. Поселок Холуй, Южский район, Ивановская область. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва
Любовь Савельева. Из композиции декоративной «19 октября». Стекло бесцветное, стекло цветное, техника тиходутая. 1980-е. Москва. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва
Петр Митяшин. Панно «А.С. Пушкин». Папье-маше, лак, темпера, золото твореное, живопись миниатюрная. 1976. Поселок Холуй, Южский район, Ивановская область. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва
«Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика — особенно его удивительных глаз.
Это были особые, поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала.
Говорил он скоро, острил всегда удачно, был необыкновенно подвижен, весел, смеялся заразительно и громко, показывая два ряда ровных зубов, с которыми белизной могли равняться только перлы. На пальцах он отращивал предлинные ногти».
Вера Нащокина, жена близкого друга Пушкина

«Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства — это был среднего роста, почти низенький человечек, с длинными, несколько курчавыми по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами, вертлявый, с порывистыми ужимками, с приятным голосом, в черном сюртуке, в темном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно завязанном галстуке».
Михаил Погодин, публицист, историк

«Роста Пушкин был небольшого; идя неловко волочил ноги и походка у него была неуклюжая. Все портреты его, в общем, похожи, но несколько приукрашены. Манер у него не было никаких. Вообще он держал себя так, что я никогда бы не догадался, что это Пушкин, что это дворянин древнего рода. В обхождении он был очень приветлив. Речь его отличалась плавностью, в ней часто мелькали грубые выражения. Цветом лица Пушкин отличался от остальных. Объяснялось это тем, что в его жилах текла арапская кровь Ганнибала, которая даже через несколько поколений примешала свою сажу к нашему славянскому молоку».
Станислав Моравский, польский врач, друг поэта Адама Мицкевича

«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь… Лучше всего, по-моему, передает его гравюра Уткина с портрета Кипренского
. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос — выдающимся — это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми кудрявыми волосами»
.

«Как теперь вижу его живого, простого в обхождении, хохочущего, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми, ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился, как Байрон. Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как уверяют некоторые, а вполне был белокож, с вьющимися волосами каштанового цвета. <…> В облике его было что-то родное африканскому типу; но не было того, что оправдывало бы его стих
о самом себе: «Потомок негров безобразный». Напротив того, черты лица у него были приятные… <…> В одежде и во всей его наружности была заметна светская заботливость о себе».
Михаил Юзефович, адъютант Николая Раевского

«В его внешности он имел много необычного. Иногда он позволял своим волосам отрастать до плеч, держа свою кудрявую голову в беспорядке, носил бакенбарды, длинные и всклокоченные, одевался небрежно, ходил быстро, поигрывая тростью, напевая и насвистывая. В это время многие пытались копировать его, их называли a la Pusсhkin».
Из журнала «Русская старина» за 1874 год

Язвительная насмешка и певучий голос

Бюст «А.Пушкин». Бронза, патинирование, литье. 1870−1880-е. Россия. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва
Гатилова Е.И. Скульптурная композиция «Первое прочтение «Бориса Годунова». Пушкин в кругу друзей». Фарфор, роспись подглазурная, роспись надглазурная, позолота, люстр. 1989. Ликино-Дулево, Орехово-Зуевский район, Московская область. Дулевский фарфоровый завод. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва
Автор модели: Велихова С. Б., Исполнитель росписи: Бровина А. Композиция «Пушкин-лицеист». Фарфор, глазурь бесцветная, позолота. 1949. Ленинград. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва
«Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам своих «Цыган»
. Впервые мы слышали эту чудную поэму, и я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу!.. Я была в упоении как от текучих стихов этой чудной поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности, что я истаивала от наслаждения; он имел голос певучий, мелодический и, как он говорит про Овидия в своих «Цыганах»: «И голос, шуму вод подобный»
.
Анна Керн, мемуаристка, возлюбленная Пушкина

«Когда Пушкин хохотал, звук его голоса производил столь же чарующее действие, как и его стихи».
Алексей Хомяков, художник, поэт

«Пушкин, писатель, разговаривает очаровательно без претензий, живо, пламенно. Нельзя быть безобразнее его — это смесь физиономии обезьяны и тигра. Он происходит от одной африканской расы, и в его цвете лица осталась еще какая-то печать и дикое во взгляде… Рядом с ней [женой] его уродливость еще более поражает, но, когда он говорит, забываешь, чего ему недостает, чтобы быть красивым».
Графиня Дарья Фикельмон, внучка Кутузова

«Вот какой Пушкин счастливец! Смеется так, что кишки видны».
Карл Брюллов
, художник

«Пушкин был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более выразительной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармонического голоса, как будто нарочно созданного для его стихов».
Елизавета Драшусова, мемуаристка

«Особенная, только ему свойственная улыбка, в которой так странно сочетались язвительная насмешка с безмерным добродушием».
Граф Владимир Соллогуб

Здесь спал Пушкин: комната поэта

Борнякова Н.П. Игрушка дымковская. Скульптура «Пушкин с котом в кресле». 1999. Киров. Творческое объединение «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» союза художников России». Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва
Фрих-Хар И.Г. Скульптурная композиция «Пушкин на диване» (фрагмент). 1936−1937. Поселок Конаково, Конаковский район, Калининская область. Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва
Владимир Зазнобин. Скульптура А.С. Пушкина (фрагмент). Дерево, резьба, раскраска. 1975. Деревня Горки, Переславский район, Ярославская область. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва
«Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышав колокольчик. Здесь же помещалась кровать его с пологом, письменный стол, шкаф с книгами и проч. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея
писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах). Вход к нему прямо из коридора; против его двери — дверь в комнату няни»
.

«Пушкина кабинет был наверху, и он тотчас нас зазывал к себе. Кабинет поэта был в порядке. На большом круглом столе, перед диваном, находились бумаги и тетради, часто несшитые, простая чернильница и перья; на столике графин с водой, лед и банка с кружовниковым вареньем, его любимым (он привык в Кишиневе к дульчецам (сладкое блюдо из варенья. — Прим. авт.). Волоса его обыкновенно еще были мокры после утренней ванны и вились на висках; книги лежали на полу и на всех полках. В этой простой комнате, без гардин, была невыносимая жара, но он это любил, сидел в сюртуке, без галстука. Тут он писал, ходил по комнате, пил воду, болтал с нами, выходил на балкон и привирал всякую чепуху насчет своей соседки графини Ламберт. Иногда читал нам отрывки своих сказок
и очень серьезно спрашивал нашего мнения»
.
Александра Россет-Смирнова, фрейлина, мемуаристка, подруга Пушкина

«Мы ехали с Лонгиновым через Собачью площадку; сравнявшись с углом ее, я показал товарищу дом Ринкевича (ныне Левенталя), в котором жил я, а у меня Пушкин… <…> Дом совершенно не изменился в расположении: вот моя спальня, мой кабинет, та общая гостиная, в которую мы сходились из своих половин и где заседал Александр Сергеевич в… (как называется тулуп с мехом кверху?). Вот где стояла кровать его, на которой подле него родила моя датская сука, с детьми которой он так нежно возился и нянчился впоследствии; вот то место, где он выронил (к счастию — что не в кабинете императора) свои стихотворения о повешенных, что с час времени так его беспокоило, пока они не нашлись!!! Вот где собирались Веневитинов, Киреевский, Шевырев, вы, я и другие знаменитые мужи, вот где болталось, смеялось, вралось и говорилось умно!!! <…>
Советую газетчику обратить внимание публики на этот кабак. В другой стране, у бусурманов, и на дверях сделали бы надпись: здесь жил Пушкин! — и в углу бы написали: здесь спал Пушкин! — и так далее».
Сергей Соболевский, библиофил, друг Пушкина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна