Тест: архитектура Москвы глазами иностранцев

Какое здание Москвы иностранные гости в прошлых столетиях называли «нефункциональным мамонтом», что сравнивали с «древними татарскими дворцами» и где видели «гигантский звездчатый коралл»? Угадывайте, о каких достопримечательностях столицы писали зарубежные путешественники.
  1. Какую достопримечательность Кремля
    описал немец Генрих фон Штаден, который побывал в Москве в XVI веке?


    «Дальше была еще церковь с пятью главами; четыре из них были перекрыты жестью, а пятая — внутри их или в середине — была позолочена. Над церковным входом (Kuchentur!) была изображена и расписана с позолотой икона Богородицы. За ней митрополичий двор со всеми его приказами. За ними были ворота, которые вели к опричному двору. Здесь можно было переехать через речку Неглинную: через эту речку был каменный мост. Вот и все каменные мосты, которые только видел я в этой стране!»
    • Благовещенский собор
    • Архангельский собор
    • Успенский собор
    • Церковь Ризоположения
  2. Чешский путешественник Бернгард Таннер в конце XVII века так описал это здание в центре Москвы:

    «Другое украшение храму — башня до середины четыреугольная, а с середины до верху круглая… Она заключает в себе 37 колоколов следующим образом: на верху башни есть кругом пролеты, из коих в каждом по колоколу — дискантовому; во втором ряду под теми первыми столько же пролетов и колоколов — альтовых; под этими в третьем ряду тоже пролеты и колокола побольше — теноровые; в четвертом, наконец, ряду под этими тремя столько же колоколов — басовых; все они составляют между собой музыкальную гармонию. По обе стороны башни — две стены; на каждой из них опять по колоколу величиною гораздо больше предыдущих…»
    • Кутафья башня
    • Колокольня Ивана Великого
    • Заиконоспасская башня
    • Колокольня Никольской церкви в Заяицком
  3. О каком «замке» вспоминал французский литератор Франсуа Ансело в своих мемуарах 1820-х годов?

    «...Императорский дворец, построенный Екатериной II
    при въезде в Москву; тем же именем называется и небольшая деревня, точнее, несколько дач, окружающих дворец. Именно в этом замке, причудливая форма которого напоминает древние татарские дворцы, останавливался Наполеон с частью своего штаба и гвардии, скрываясь от зрелища горящей столицы. Чтобы добраться сюда, надо проехать небольшой лес, где среди елей и берез глаз иностранца радуют несколько вековых дубов, устоявших перед жестокостью местного климата и напоминающих ему о милой родине».
    • Петровский путевой дворец
    • Большой Царицынский дворец
    • Сенатский дворец
    • Екатерининский дворец
  4. К какому московскому монастырю «влекло» Александра Дюма в середине XIX века во время путешествия по Российской империи?

    «Другое влекло к этому монастырю, дважды знаменитому, дважды историческому; то, что среди множества знаменитых могил он хранит могилы Софьи Алексеевны и Евдокии Федоровны… этот монастырь достоин быть увиденным, как один из красивейших и богатейших, один из самых живописных в окрестностях Москвы».
    • Донской монастырь
    • Зачатьевский монастырь
    • Сретенский монастырь
    • Новодевичий монастырь
  5. Поэт-путешественник из Франции Теофиль Готье в начале 1860-х годов образно описал это здание:

    «Вне всяких сомнений, это самое своеобразное сооружение в мире, оно не напоминает ничего из того, что вы видели ранее, и не примыкает ни к какому стилю: словно перед вами гигантский звездчатый коралл, колоссальное нагромождение кристаллов, сталактитовый грот, перевернутый вверх дном. <…> С крыши храма, которую можно принять за индийскую, китайскую или тибетскую пагоду, взмывает к небу лес колоколен самого необычного стиля и неожиданной фантазии, подобных которым не сыщешь».
    • Церковь Всех Святых на Кулишках
    • Исторический музей
    • Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
    • Храм Василия Блаженного
  6. Какой московский театр посетил в ноябре 1927 года американский писатель Теодор Драйзер?

    «Русские, безусловно, беспечные люди; практичные в некоторых вещах, безразличные или непрактичные в других… Вот и в театре, который мы посетили сегодня, был только один вход и не было выхода для 800 или 900 зрителей. И потому все свертки и туфли нужно было оставлять у дверей и почти что в позорной давке сражаться за то, чтобы войти и снова выйти! Само здание театра, которое ранее было действительно великолепным особняком, конфисковано у одной из богатых буржуазных семей. «Где сейчас члены этой семьи? — спросил я. — Кто-нибудь знает?» — «Они мертвы либо работают в Нью-Йорке или Париже официантами».
    • Театр Вахтангова
    • Большой театр
    • Малый театр
    • «Ленком»
  7. Где побывала английская писательница Памела Трэверс во время путешествия в Москву в 1930-е годы?

    «Это здание находится у стен Кремля посредине Красной площади, отличающейся великолепными пропорциями. Гробница построена из оникса (так мне показалось) и красного гранита. Как и большинство современных российских памятников, она кажется тяжеловесной и похожа на гигантское пресс-папье. Весь день перед ней толпится очередь: люди медленно — шажок за шажком — движутся к входу, который охраняют солдаты».
    • ГУМ
    • Исторический музей
    • Мавзолей
    • Спасская башня
  8. Норвежский нобелевский лауреат по литературе Сигрид Унсет в начале 1940-х была в Москве проездом. Что она успела посетить?

    «На берегу Москвы-реки, которая делает здесь изгиб, расположено несколько старинных церквей и большой монастырь. Вероятно, государство решило сохранить это место в качестве фольклорного музея. <...> Интересно, что сюда была перевезена с Севера и поставлена на лужайке рядом с монастырем старинная деревянная церковь. <…> За монастырем нам открылось нечто похожее на фруктовый сад: здесь было приблизительно несколько сотен яблоневых деревьев, высаженных ровными рядами».
    • Измайлово
    • Коломенское
    • Царицыно
    • Кузьминки
  9. Каким зданием так впечатлился в столице югославский ученый и публицист Михайло Михайлов в 1960-х?

    «Местность просто немного возвышается над центральной частью Москвы. [Здание] — достойный памятник периоду «культа». В том же стиле, как и Дворец культуры в Варшаве. Нефункциональный мамонт — громада со шпилем высотой в 30 метров и огромной звездой наверху. И на каждом углу — башни, а на башнях, на громадной высоте, — статуи. Главное ощущение при виде здания — чувство беспомощности и собственной незначительности. В Италии я видел небоскребы и бóльших размеров, но они не производили такого зловещего впечатления».
    • Главное здание МГУ
    • Главный павильон ВДНХ
    • Гостиница «Украина»
    • Здание МИДа
  10. Какой архитектурный комплекс посетил немецкий историк Карл Шлёгель в 1980-е годы?

    «Главный вход образует триумфальная арка высотой не менее 50 метров, с пятью симметричными аркадами, в середине — огромная эмблема, а над ней двое людей, несущих сноп. Проходить, однако, нужно не под аркадами, а через боковой вход с автоматическим турникетом, как в метро. Перед нами открывается широкая аллея, окаймленная фонтанами. Она ведет к зданию, нижнюю половину которого обрамляют небольшие белые колонны, на втором этаже располагается прямоугольный куб и над ним — золотой шпиль. В направлении всех четырех сторон света установлены скульптуры рабочих и колхозников. Миновав центральный павильон, посетитель попадает в громадную ротонду. По ее краям виднеются строения самых различных стилей».
    • Нескучный сад
    • ВДНХ
    • Парк Победы
    • Усадьба Архангельское

Автор: Татьяна Григорьева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна