Как устроен древнерусский храм

Издревле храм считался домом Бога на земле. Поэтому каждую его деталь наделяли особым смыслом, который отражал священную историю и идеи Нового Завета. Читайте, как появился крестово-купольный храм, почему он состоит из трех частей и стоит алтарем на восток, зачем нужен иконостас и какие древние храмы можно увидеть сегодня в России.

Что такое крестово-купольный храм

Исаак Левитан. Вечерний звон (фрагмент). 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимир Овчинников. Весна идет (фрагмент). 1972. Частное собрание
Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889–1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Византийский император Константин Великий в 313 году издал эдикт
о веротерпимости, и христианство в Восточно-Римской империи получило равные права с языческими религиями. После этого в Византии начали строить христианские храмы. Первые постройки напоминали римскую базилику — прямоугольное здание для судебных заседаний, политических собраний и торговых сделок. Оно состояло из одного, трех или пяти нефов — продольных залов, которые разделяли столбы или колонны. Центральный неф был выше и шире боковых, а также завершался апсидой — специальной полукруглой пристройкой, где находилось кресло судьи или главы собрания.
В V–VIII веках архитектура христианского храма изменилась. У него появился трансепт — еще один продольный зал, который пересекал центральный неф под прямым углом. Так план храма начал напоминать крест, а на месте, где пересекались две его «перекладины», возникло квадратное пространство под названием средокрестие. Крышу над ним начали венчать куполом. Такую форму выбрали не случайно. Куб в Библии символизировал землю, а купол — бесконечное движение Господа. Вместе они напоминали о связи Неба и земли. К IX веку крестово-купольная система стала основной формой храма в православных странах.

Каким был первый каменный храм на Руси

Аполлинарий Васнецов. Троицкая церковь на Берсеневке (фрагмент). 1922. Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова, Москва
Василий Поленов. Московский дворик (фрагмент). 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Борис Кустодиев. Ярмарка (фрагмент). 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Византийская архитектура оказала влияние и на архитектуру Киевской Руси. После того как в 988 году князь Владимир
объявил православие государственной религией, здесь тоже начали строить христианские храмы. В 989 году рядом со своим теремом в Киеве Владимир заложил кафедральный собор — первый каменный крестово-купольный храм на Руси.
Греческие зодчие строили его шесть лет. 12 мая 996 года храм освятили в честь Пресвятой Богородицы. Князь Владимир выделил на содержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, поэтому ее и назвали Десятинной.
Храм не сохранился, но археологи и историки, которые изучали летописи, восстановили его облик. Основное здание было разделено столбами на три продольных нефа. С трех сторон, кроме восточной, церковь окружала галерея. В ней находилась крещальня и лестничная башня, по которой поднимались на второй ярус, — хоры. По византийской традиции там размещались певчие. Владимир же сделал верхний ярус княжеской ложей. Там он находился с дружиной во время богослужения, обсуждал политические дела и принимал иностранных гостей. Внутри храм украшали фрески, мозаики, колонны с резными капителями и мраморные панели.

Как устроены церкви и почему они стоят алтарем на восток

Ян Лейкен. Установка скинии собрания (фрагмент). Вторая половина XVII века–начало XVIII века. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Неизвестный художник. Скиния (фрагмент). XIX век. Изображение: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Tabernacle_Camp.jpg" target="_blank" rel="noopener">commons.wikimedia.org</a>
Ян Лейкен. Скиния (фрагмент). Вторая половина XVII века–начало XVIII века. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва
Прообразом православного храма стала ветхозаветная скиния. Этот походный шатер, по преданию, Господь повелел построить Моисею, чтобы во время стоянок помещать туда ковчег Завета
. Скиния состояла из большого двора, где молился народ, и вытянутого помещения, которое завесой разделяли на святилище и святую святых. В святилище заходили только священники, там они утром и вечером сжигали на жертвеннике благовонную смолу — фимиам. Святая святых символизировала Небесное, Божие царство и была самым сакральным местом, где и хранили ковчег Завета. Входить туда мог только первосвященник — и лишь раз в году. Храм Соломона, который, по ветхозаветному писанию, был домом Бога на земле, имел такую же структуру.
В православном храме двору соответствует небольшая пристройка перед входом — притвор. Он олицетворяет еще не обновленный, грешный мир. В первые века христианства во время службы здесь стояли верую­щие, которых временно отлучили от Церкви из-за тяжких грехов, и те, кто только готовился принять крещение.
Святилище заменяет средняя часть храма — неф. Но, согласно Новому Завету, теперь Царство Божие открыто для всех, поэтому здесь молятся все верующие христиане. А вот в алтарь, который заменил святую святых, могут входить только священники. Считается, что там происходит главное событие богослужения — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа. Трехчастная композиция православного храма развивается с запада на восток, в сторону Иерусалима. Именно там, по преданию, должен вновь явиться Христос. А храм — это прообраз пути, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом.
Снаружи алтарную часть закрывают обычно три полукруглые пристройки — апсиды. На противоположной стороне находится портал — главный вход в храм, а крыльцо перед ним называется папертью. Над храмом возвышается один или несколько барабанов. Это башни с окнами, через которые в храм попадает свет. Завершаются они шлемо­видными или луковичными главами, их венчают кресты.

Что олицетворяют иконостас и Царские врата

Василий Тимм. Священнейшее Миропомазание государя Александра II во время его коронования в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года (фрагмент). XIX век. Частное собрание
Исаак Левитан. Внутри Петропавловской церкви в Плёсе, на Волге (фрагмент). 1888. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Степан Шухвостов. Обедня в Московском Благовещенском соборе (фрагмент). 1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Среднюю и алтарную части храма разделяла невысокая перегородка с проходом посередине. Она служила символической границей между Царством Божием и остальным миром, между Небом и землей. Позже на эту перегородку начали крепить иконы
, и она получила название иконостас. Считалось, что икона — это окно в духовный мир. Поэтому перегородка, с одной стороны, отделяла прихожан от алтаря, а с другой, позволяла «заглянуть» в божественную реальность. Так устройство храма объединило две идеи Нового Завета — открытости и тайны.
Чаще всего в центре иконостаса помещали Деисус — образ Спасителя в окружении Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи, которые молят его простить грехи человечеству. Причем сначала фигуры изображали по плечи — один такой Деисус XIII века хранится в Третьяковской галерее
. А другая икона того же времени, но уже с изображением в полный рост раньше находилась в псковской церкви Николы от Кожи, а теперь принадлежит Русскому музею
. Также на иконостасе изображали образы святых и сюжеты двунадесятых праздников — двенадцати главных событий земной жизни Христа и Богородицы: Рождества
, Крещения
, Вознесения и других.
Проход в алтарь в центре иконостаса символизировал вход в рай. Изначально его занавешивали тканью, а в XIII веке стали закрывать двустворчатыми Царскими вратами. Считалось, что, когда они открыты, божественный свет изливается на всех, кто молится в храме. На вратах изображали Благовещение и четырех евангелистов. Справа и слева от них находились образы Спасителя и Богородицы. А на второй иконе справа, храмовой, изображали святого или праздник, в честь которого освящена церковь. Например, в Спасо-Преображенском соборе
в Переславле-Залесском
это была икона Преображения, которую написал Феофан Грек
во время реставрации храма в 1403 году. Современные высокие иконостасы появились на Руси только в XV веке.

Как фрески показывают сакральное устройство мира

Василий Поленов. Успенский собор. Южные врата (фрагмент). 1877. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Маковский. Роспись церкви Спаса в Нередице в Новгороде (фрагмент). 1913. Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Сергиев Посад, Московская область
Федор Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (фрагмент). 1883. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Внутри стены и своды древнерусского храма расписывали фресками. Его внутреннее пространство отражало священное устройство ми­ра. Верхняя часть храма символизировала духовное небо. Поэтому в центральном куполе помещали образ Христа Вседержителя — Владыки мира, который в левой руке держит книгу, а правой благословляет. А на парусах — элементах, на которых держится купол, — изображали четырех евангелистов.
Нижняя часть храма, напротив, олицетворяла земной мир. Поэтому с юго-восточной стены по часовой стрелке располагали сюжеты из земной жизни Христа, а на столбах изображали мучеников, святителей и преподобных.
Верующий мог читать православный храм, как Библию. Фрески на южной и северной стенах показывали события священной исто­рии Ветхого и Нового Заветов. На запад­ной стене, над входом, находились картины Страшного суда и сюжеты о сотворении мира. А изображения в апсиде были посвящены Причастию, в котором участвуют апостолы и Богоматерь. Остальное пространство заполняли узоры — растительный и геометрический.

Какие древнерусские храмы сохранились до наших дней

Церковь Бориса и Глеба, Кидекша, Владимирская область. Фотография: Юлия Бабкина / фотобанк «Лори»
Церковь Покрова на Нерли, Боголюбовское, Владимирская область. Фотография: Юлия Бабкина / фотобанк «Лори»
Церковь Спаса на Нередице, Новгородская область. Фотография: Виктор Карасев / фотобанк «Лори»
Самый древний белокаменный храм в центре России — церковь Бориса и Глеба в Кидекше
. Ее построили в 1152 году в резиденции князя Юрия Долгорукого недалеко от Суздаля. Такие лаконичные одноглавые крестово-купольные храмы называли «богатырями» и в XII–XIII веках возводили по всей Руси.
По такому же принципу построили и церковь Покрова на Нерли
во Владимирской области. Искусствовед Игорь Грабарь
называл ее «самым совершенным храмом, созданным на Руси». Однако такая стройность и изящность были присущи многим храмам Владимиро-Суздальской земли. Также там часто использовали растительные и животные орнаменты. Так, фасад Дмитриевского собора
во Владимире украшают многочисленные фигуры святых, зверей, птиц и растений, которые в 1194–1197 годах мастера вырезали из известняка.
А вот новгородские и псковские зодчие, наоборот, почти не украшали стены орнаментами. Они возводили строгие, лаконичные храмы. Их строили из отдельных известковых глыб, а потом обмазывали раствором, чтобы камень не выветривался. Так стены становились неровными, а строения казались рукотворными. Например, церковь Спаса на Нередице
словно вылепили из пластилина. У нее широкий барабан, а из украшений — только окна, бегунец и поребрик под куполом.

Автор: Дарья Мартыненко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна