10 интересных фактов об Анне Павловой

Аудиоверсия: 10 интересных фактов об Анне Павловой
00:00
Мы собрали 10 фактов из жизни одной из самых известных балерин XX века. Читайте о том, как Анна Павлова
участвовала в студенческом восстании, гастролировала по миру, дружила с Александром Вертинским
, вызывала восхищение Чарли Чаплина
и неодобрение Сергея Дягилева
.

Одноклассницы в Императорской балетной школе дразнили Анну Павлову «шваброй»

Пьерина Леньяни в роли Сандрильоны в балете Мариуса Петипа, Льва Иванова и Энрико Чеккетти «Золушка». Мариинский театр, Санкт-Петербург, не ранее 1893 года. Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Анна Павлова в своем спектакле «Стрекоза». Фотография: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Анна Павлова в своем спектакле «Бабочка». Лондон, не ранее 1913 года. Фотография: Саул Брансбург / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
В начале XX века в моде были танцовщицы с крепким телосложением и хорошо развитой мускулатурой, а идеалом форм считали итальянку Пьерину Леньяни. Будущие балерины очень старались походить на нее — в том числе Анна Павлова
, которая с детства была настолько худой, что одноклассницы даже прозвали ее «шваброй». Танцовщица усиленно питалась, принимала рыбий жир и старалась нарастить мышечную массу. В итоге от этой затеи свою хрупкую ученицу отговорил педагог и балетмейстер Павел Гердт.
«К счастью для Павловой, Гердт сумел распознать сущность ее таланта. Ему было больно видеть, как его хрупкая ученица пытается выполнить то, что легко давалось мускулистой итальянской танцовщице. Он посоветовал ей не гнаться за эффектами, подвергающими опасности ее хрупкий организм»
Из мемуаров балерины Тамары Карсавиной

Балерина участвовала в студенческом восстании 1905 года

Осенью 1905 года артисты балета устроили забастовку. Они требовали административного самоуправления, хотели сами выбирать людей, которые отвечали за жалованье, и получить право голоса во время работы над сценическим образом. Комитет забастовщиков возглавили будущие звезды Русских сезонов: Анна Павлова, Михаил Фокин и Тамара Карсавина. Однако глава Дирекции Императорских театров Владимир Теляковский пригрозил бунтовщикам наказанием и заставил всех балетмейстеров и артистов подписать бумагу, в которой они подтверждали свою лояльность к правлению.

Анна Павлова никогда не была замужем

У балерины был постоянный спутник жизни — импресарио Виктор Дандре, с которым она познакомилась в 1904 году. Некоторые современники были уверены, что пара обвенчалась тайно. Однако Павлова утверждала, что замуж она не собирается. Дандре же написал книгу воспоминаний, где привел такие слова возлюбленной: «Теперь я хочу ответить на вопрос, который мне часто предлагают: почему я не выхожу официально замуж. Ответ очень простой. Истинная артистка, подобно монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себя заботами о семье и о хозяйстве и не должна требовать от жизни тихого семейного счастья, которое дается большинству».

Балерина заплатила огромную неустойку за то, что разорвала контракт с Мариинским театром

Анна Павлова. Санкт-Петербург, 1907 год. Фотография: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Анна Павлова в спектакле Михаила Фокина «Умирающий лебедь». Лондон, 1915 год. Фотография: Саул Брансбург / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Анна Павлова на репетиции с педагогом Энрико Чекетти в своей студии. Санкт-Петербург, 1907 год. Фотография: Карл Булла / Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург
Исследователи называют сумму в 21 000 рублей — для сравнения: учитель гимназии тогда получал 85 рублей в месяц. Считается, что балерина покинула театр
ради гастролей в Америке. В этой стране ее ждал большой успех: знаменитый импресарио Сол Юрок говорил, что именно день первого выступления Павловой в Нью-Йорке следует считать датой зарождения американского балета.

Анна Павлова дружила с Александром Вертинским

В 1925 году Вертинский
переехал в Париж, где прожил после этого чуть меньше 10 лет. За эти годы он успел познакомиться и сдружиться со многими российскими знаменитостями, в числе которых была и Анна Павлова. Иногда они ужинали вместе, а как-то раз певец учил балерину танцевать танго. Павлова и Вертинский вели откровенные беседы:
«Говорили об Англии. Она рассказывала о своем доме в Лондоне, о своем парке, о пруде с лебедями, о газоне, который стригут два раза в неделю… И вдруг замолчала.
— Вы тоскуете по России? — тихо спросил я.
— Ужасно, мой друг, ужасно! До бессонницы, до слез, до головной боли, до отчаяния — тоскую! Я мерзну в этой холодной и чужой стране, — тихо сказала она. — Все, не задумываясь, я отдала бы за маленькую дачку с нашей русской травой и березками где‑нибудь под Москвой или Петроградом»
Александр Вертинский. «Дорогой длинною…»

Толпы шведских поклонников молча стояли под окнами балерины, не желая тревожить ее покой

В 1907 году Павлова отправилась на гастроли по городам Центральной Европы и Скандинавии. В Швеции балерину ждал оглушительный успех. Виталий Вульф
в книге «Божественные женщины» писал, как Анна Павлова покорила жителей столицы: «В Стокгольме огромная толпа провожала Павлову до гостиницы, и люди молча стояли под окнами ее номера, когда она зашла внутрь, не желая мешать отдыху балерины. Павлова вышла на балкон — и толпа разразилась овациями. Горничная объяснила растерянной балерине: «Вы подарили этим людям минуту счастья, заставив на время забыть о повседневных заботах».

Сергей Дягилев осуждал личное турне Анны Павловой по Европе

Театральный и художественный деятель Сергей Дягилев. Санкт-Петербург, 1910 год. Фотография: Жан де Стрелецки / Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Анна Павлова в спектакле Михаила Фокина «Умирающий лебедь». Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
Анна Павлова. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
Отношения между Сергеем Дягилевым
и Анной Павловой испортились еще в 1909 году, за два месяца до премьеры Русских сезонов. Он узнал, что артистка, которая должна была стать звездой его парижских гастролей, договорилась о личном турне по Европе. Скорее всего, Павлова так поступила из опасений, что из-за множества трудностей премьера может не состояться. Она не уступила просьбам Дягилева отменить турне. Договорились, что Павлова приедет в Париж и начнет выступления через две недели после открытия Сезонов. Так и получилось. После этого балерина ушла из труппы и продолжила самостоятельную карьеру. Причиной такого решения могло стать пренебрежительное отношение антрепренера к балету. Он заявлял, что «смотреть его с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые — все равно никакого содержания и смысла в нем нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже маленькие умственные способности».
Дягилев считал позорным сам факт выступлений Анны Павловой в лондонских и парижских театрах-варьете и позже обвинил балерину в причастности к «распродаже искусства».
«…Вы увидите, ждать недолго, — все наше хореографическое искусство, примером и заботами г-жи Павловой и ее подручных, очутится «в кабачке за полушечку»
Из письма Сергея Дягилева в редакцию «Петербургской газеты», 26 августа 1910 года. Цитируется по книге Шенга Схейена «Сергей Дягилев: «Русские сезоны» навсегда»

Павлова заботилась об участниках своей труппы и занималась благотворительностью

Балерина участвовала в благотворительных спектаклях и вечерах. После Первой мировой войны
она основала приют для дочерей русских эмигрантов под Парижем. Когда в 1919 году в России начался голод, Анна Павлова на деньги, которые получала за выступления, отправляла нуждающимся посылки с едой. Не менее внимательна она была к людям, с которыми выступала на сцене. Участник труппы Харкурт Альджеранов вспоминал: «Не было ни одного мелкого несчастного случая, который ускользнул бы от ее внимания, — она сама чертила сетку из йода на лодыжке какой-либо из танцовщиц, а затем посылала ее на специальный массаж, давала бутылочку ароматической жидкости тому, у кого болела голова».

Чарли Чаплин был поклонником Павловой

По легенде, знаменитый комик
впервые увидел Анну Павлову на банкете в ее честь. Он произнес, что не может выразить свое восхищение на родном английском и должен прибегнуть к китайскому языку. Возлюбленный балерины Виктор Дандре запомнил другую фразу актера:
«Мы похожи с вами, Анна! — как-то сказал Чаплин. — Я — бродяга, Вы — сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят…»
Из книги Виктора Дандре «Моя жена — Анна Павлова»
Позже актер и балерина общались во время поездок Павловой по Северной Америке. Чаплин даже консультировал ее по поводу съемок танцев на кинопленку.

У балерины жил ручной лебедь по имени Джек

В своем лондонском доме Павлова развела настоящий зверинец. Помимо кошек и собак, там жили лебеди, голуби, павлины, фламинго и множество мелких экзотических птиц. Лебедь Джек был одним из любимцев звезды миниатюры «Умирающий лебедь». Он позволял хозяйке брать его на колени, ел хлеб из рук и даже позировал вместе с Павловой перед фотокамерами.

Автор: Инна Докучаева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна