«Москвичи» в кинематографе

Аудиоверсия: «Москвичи» в кинематографе
00:00
Советские машины марки «Москвич» часто называют автомобилями-легендами. Купить первые модели можно было только по предварительной записи, о них мечтали многие семьи, а те, кому удалось получить автомобиль, считали его большой ценностью. Начиная с 1940-х годов «Москвичи» не раз меняли внешний облик и постоянно совершенствовались.
Познакомиться с историей этих машин можно на выставке «Мечта Москвича»: она проходит в историческом павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ. Организаторы — Музей Транспорта Москвы — показали их через призму известных советских фильмов, где автомобили появляются в кадре. Читайте о том, какую роль сыграли «Москвичи» в любимых кинолентах.

«Сердца четырех»: КИМ 10-51

Кадр из художественного фильма Константина Юдина «Сердца четырех» (1941)
Автомобиль КИМ 10-51. Фотография: Сергей Лукьянов / Музей транспорта Москвы, Москва
Валентина Серова в роли Гали и Евгений Самойлов в роли лейтенанта Петра Колчина в художественном фильме Константина Юдина «Сердца четырех» (1941)
История «Москвичей» началась в 1938 году: именно тогда Главное управление автомобильной промышленности решило производить новые модели машин на Московском автосборочном заводе им. КИМ — Коммунистического интернационала молодежи. В 1940 году предприятие выпустило малолитражный автомобиль КИМ 10-50: советские инженеры разработали его на базе британского Ford Prefect. Год спустя появилась еще одна модель на основе КИМ 10-50 — фаэтон КИМ 10-51 со складным матерчатым верхом, двумя дверями и целлулоидными окнами. Сейчас кабриолеты с откидной крышей считаются дорогими и престижными автомобилями, а в советское время фаэтоны были одним из самых простых и доступных вариантов.
Вскоре новые автомобили стали героями кинолент. Одна из них — комедия Константина Юдина
«Сердца четырех»
 — вышла в 1941 году. Главные героини картины — сестры Мурашовы, строгая доцент Галя и веселая студентка Шура. Они познакомились с лейтенантом Петром Колчиным и ученым-биологом Глебом Заварцевым. С этого началась целая водевильная история, в финале которой все герои нашли настоящую любовь.
Одной из ключевых сцен фильма стал момент, когда Галя и Колчин застряли посреди реки в открытом автомобиле-фаэтоне. Ехали они на британском Ford Prefect, но киноведы считают, что иностранная машина сыграла роль КИМа: Колчин упомянул, что эта модель советская и «она у нас еще на испытаниях».

«Москва слезам не верит»: «Москвич-400/420»

Ирина Муравьева в роли Людмилы Свиридовой в художественном фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)
«Москвич-400/420». Фотография: Сергей Лукьянов / Московский музей транспорта, Москва
Кадр из художественного фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979)
После войны
в Москву прибыла крупная партия трофейных немецких «опелей». Советские инженеры решили использовать их детали для новых моделей машин. В 1947 году появился «Москвич-400» — первый массовый легковой автомобиль в СССР. Он получил кузов из цельного металла, гидравлические тормоза, независимые переднюю и заднюю подвески и двигатель с водяным насосом. Передняя подвеска выдерживала езду по кочкам и ямам, а на хорошей асфальтированной дороге машина могла разогнаться до 90 километров в час. В народе модель прозвали «слоном» из-за близко расположенных фар и высокой решетки радиатора, которая напоминала формой хобот.
В кино этот автомобиль сняли намного позже: только в 1979 году его показал Владимир Меньшов
в картине «Москва слезам не верит»
. В первой серии действие разворачивается в 1950-х. Главная героиня Катерина вместе с подругами поехала на такой машине на дачу, чтобы познакомиться с родителями жениха. На «Москвиче» же ее забирали из роддома с новорожденной дочкой.
Действие второй серии происходит спустя почти 20 лет после первой. К тому времени «Москвич-400» уже устарел и считался раритетом. Меньшов обыграл это в эпизоде, когда владелец машины — муж Катиной подруги — копается под капотом и приговаривает: «На нем еще мои внуки ездить будут. При хорошем уходе машина может сохраниться хоть сто лет».

«Осторожно, бабушка!»: «Москвич-401»

Кадр из художественного фильма Надежды Кошеверовой «Осторожно, бабушка!» (1960)
«Москвич-401». Фотография: Московский музей транспорта, Москва
Ариадна Шенгелая (слева) в роли Лены и Фаина Раневская в роли бабушки Лены в художественном фильме Надежды Кошеверовой «Осторожно, бабушка!» (1960)
В 1954 году Московский автосборочный завод выпустил усовершенствованный вариант предыдущей модели — «Москвич-401». В том же году машину упомянул в своем ироническом стихотворении Самуил Маршак
:
Писательский вес по машинам
Они измеряли в беседе:
Гений — на ЗИМе длинном,
Просто талант — на «Победе»,
А кто не сумел достичь
В искусстве особых успехов,
Покупает машину «Москвич»
Или ходит пешком. Как Чехов
.
«Москвич-401» можно увидеть в картине Надежды Кошеверовой
«Осторожно, бабушка!», которая вышла в 1960 году. По сюжету главная героиня Леночка руководила строительством нового Дома культуры. Но оказалась слишком юной и неопытной для такой должности, поэтому не все у нее получалось гладко. На помощь Леночке пришла бабушка: эту роль сыграла Фаина Раневская
. Под ее управлением «Москвич-401» превратился в настоящую гоночную машину, которая помогла героям решить множество проблем.

«Зеленый огонек»: «Москвич-407»

Светлана Савелова в роли Иры в художественном фильме Виллена Азарова «Зеленый огонек» (1964)
«Москвич-407». Фотография: Музей транспорта Москвы, Москва
Светлана Савелова в роли Иры и Алексей Кузнецов в роли таксиста Сергея Никитина в художественном фильме Виллена Азарова «Зеленый огонек» (1964)
«Москвич-407» стал первой самостоятельной разработкой советских инженеров: в его конструкции не использовали детали и технические решения зарубежных автомобилей. Машину выпустили в 1958 году. Всего с конвейера сошло почти 360 тысяч «Москвичей-407».
Эта модель исполнила в кино роль одушевленного персонажа. В 1964 году режиссер Виллен Азаров снял картину «Зеленый огонек». Главного героя — таксиста Сергея Никитина — сыграл Алексей Кузнецов. По сюжету таксопарк выделил Никитину для работы старенький «Москвич-407», который вот-вот должны были списать. Машина в фильме обладала собственным характером и даже произносила монологи: ее озвучил знаменитый артист Зиновий Гердт
.

«Бриллиантовая рука»: «Москвич-408»

Юрий Никулин в роли Семена Горбункова в художественном фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968)
«Москвич-408». Фотография: Музей транспорта Москвы, Москва
Андрей Миронов (слева) в роли Геннадия Козодоева и Анатолий Папанов в роли Лелика в художественном фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968)
В годы оттепели Московский завод малолитражных автомобилей продолжал разрабатывать новые модели. Инженеры сконструировали первые советские микроавтобусы и микролитражку «Москвич-444», больше известную как «запорожец». Там же выпускали игрушечные машины с педалями и клаксоном для детей.
Новая легковая модель «Москвич-408» появилась в 1964 году. Двери по сравнению с предыдущими вариантами стали изящнее, а салон с новыми системами отопления и звукоизоляции — просторнее, теплее и тише. Для этой машины проводили специальные испытания на полигоне — аналог современных краш-тестов. В салон на водительское и пассажирские места помещали манекены, после этого автомобиль переворачивался, врезался в бетонный куб или сталкивался с другой машиной. По результатам проверки инженеры дорабатывали систему безопасности.
В 1968 году «Москвич-408» появился в комедии Леонида Гайдая
«Бриллиантовая рука»
. Именно из этой машины, подвешенной к вертолету, выпал герой Юрия Никулина
в конце фильма. Чтобы снять сцену, подготовили специальный латексный манекен, похожий на Никулина. А в конце фильма этот автомобиль упомянул самый загадочный персонаж — Шеф: «На полагающуюся мне по закону премию я по совету друзей решил приобрести автомашину «Москвич»! Новая модель!»
«Москвич-408» был популярен не только в СССР, но и за рубежом. В Скандинавии его продавали под названием Moskvich Carat, во Франции — Moskvitch Elite 1360, а для Великобритании, где принято левостороннее движение, выпускали специальную праворульную версию Moskvich 408.

Автор: Ирина Кирилина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна