Бытовая магия: как на Руси использовали металлы и самоцветы

Наши предки
верили, что лечиться
можно не только травами
и заговорами
, но и с помощью камней и металлов. Считалось, что они оберегают от смерти, болезни, старости и бедности, а потому их часто упоминали в заговорах, песнях и сказках
, использовали в обрядах и повседневной жизни. Читайте в нашем материале, как платок с золотой вышивкой сохраняет молодость, алмазы защищают от дурного глаза, а магнит проверяет крепость чувств в семье.

Небесная громовая стрела от сильной боли

Борис Смирнов. Деревенский знахарь (фрагмент). 1904. Новосибирский государственный краеведческий музей, Новосибирск
Николас Рюкманс. Пророк Илия (фрагмент). По оригиналу Питера де Йоде. 1643. Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова, Москва
Якоб ван Шлей. Гром-камень, найденный на Лахте (фрагмент). По оригиналу Юрия Фельтена. 1770. Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург
В бытовой магии на Руси часто использовали камни. Как правило, способ применения был связан с их свойствами. Холодные и тяжелые камни, например, клали на грядку: чтобы капуста росла крепкой. Другим известным свойством была неподвижность. Суеверные
люди считали, что камни могут останавливать опасности и болезни. Минералы и самоцветы часто становились оберегами. Магические и лечебные качества камней описаны в старинных литературных памятниках — травниках и лечебниках
, например в «Благопрохладном вертограде».
Часто деревенские знахари
лечили больных громовым камнем, его еще называли грозовой, или громовой, стрелой. По поверьям
, в него превращалась молния
, которая ушла в землю. В народе считали, что гром возникал, когда святой Илия Пророк
мчался по небу на огненной колеснице. А молнии он метал в дьявола. Но тот прятался, принимал форму разных предметов, забирался в дерево или человека. Огненная стрела Илии попадала в дьявола, а после уходила в землю, где ее находили спустя несколько лет в виде камня.
Историки полагают, что громовыми стрелами могли становиться древние кремниевые наконечники стрел и копий, которые отыскивали люди, расплавленный молнией песок, окаменевшие остатки белемнитов — древних моллюсков. Этнограф Михаил Чулков писал, что такой камень вымачивали в воде, которой затем обливали человека: считалось, что это облегчает сильные боли. В некоторых регионах знахари обводили камнем болезненные участки на теле.

Крепкий алмаз для защиты и волшебный алатырь для любви

Ольга Самосюк. Алатырь-камень (фрагмент). Из серии «Книга Коляды». 2014. Белорецкая картинная галерея, Белорецк, Республика Башкортостан
Вероника Дмитриева. Царь-камень. Алатырь (фрагмент). 2017. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Елабуга, Республика Татарстан
Ольга Самосюк. Каменные люди (фрагмент). Из серии «Книга Коляды». 2014. Белорецкая картинная галерея, Белорецк, Республика Башкортостан
Алмаз в древних лечебниках
описывали как камень твердый и крепкий, который не горит в огне и не поддается разрушению. Отмечали, что эти минералы не бывают крупнее лесных орехов, а находят их в арабских странах. Считалось, что алмаз защищает воина от врагов и нечистой силы
, носить его следовало на голове или на оружии. Также, по поверьям, он отгонял дурные сны
и помогал распознавать яд: если поднести минерал к отравленной пище или напитку, камень изменит цвет или запотеет.
Также в травниках упоминался магнит. Особо отмечалось, что его добывали в Индии. Из-за способности притягивать предметы его применяли в любовной магии. Верили, что, если жена носит магнит при себе, она будет мила мужу. Существовала даже примета
, как проверить верность супруги: положить камень жене под подушку. Верная — во сне обнимет мужа, а неверная — упадет с кровати.
Еще в фольклоре встречался волшебный алатырь — бел-горюч камень. Его использовали в любовных и приворотных заговорах
. По легенде, алатырь находится на острове в центре океана или же лежит на дне морском. Владимир Даль
в Толковом словаре писал, что алатырь — это, вероятно, янтарь.
Заговор на любовь

На море на Океане есть бел-горюч (светящийся) камень Алатырь, никем неведомый, под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца. Выпускаю я силу могучу (на такую-то) красную девицу; сажаю я силу могучу во все суставы, полусуставы, во все кости и полукости, во все жилы и полужилы, в ее очи ясны, в ее щеки румяны, в ее белу грудь, в ее ретиво сердце, в утробу, в ее руки и ноги.
Из книги Михаила Забылина «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»
В народных сказках
встречались драгоценные камни и металлы. Сапфиры, изумруды, рубины и жемчуг дополняли сияние золота и серебра, украшали одежду героев, головные уборы, оружие и подчеркивали красоту сказочного быта. Часто с ними сравнивали облик персонажа, например «глаза как изумруды» или «как сапфиры».

Злато, серебро и железо для крепкого здоровья, красоты и богатства

Наталия Гончарова. Эскиз декорации 3-го акта оперы-балета Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» (фрагмент). 1914. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Осмо Бородкин. Ковка золотой девы (фрагмент). Заставка к книге «Калевала». 1948. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Людмила Гацелюк. Перо жар-птицы (фрагмент). 1993. Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого, Севастополь
Металлы в народе связывали с потусторонним миром, с лечебной магией, их наделяли силой оберега. Обработка металла, как и выпечка хлеба, считалась сакральным, таинственным делом. Главными в народной культуре считали золото, серебро, железо и медь.
Золото символизировало богатство, красоту, долговечность и удачливость. В фольклоре оно упоминалось часто: в текстах заговоров
, в песнях и колядках. Металл соотносили с огнем и светом, что нашло отражение в загадке
«Что горит без пламени?». В другой загадке — «Полна коробочка золотых воробышков» — его сравнивают с горячими печными угольками.
В старинных сказках
дорогой металл символизировал также иной, потусторонний мир, тридесятое государство, далекую волшебную страну. В ней возвышались золотые дворцы, а герой должен был привезти оттуда золотохвостого оленя или златогривого коня. Жители этой земли имели и другие драгоценные атрибуты иного мира: колесницу, трон, оружие, перо жар-птицы.
Сразу ветер ослаб, и Андрей стал спускаться на море. Глядит — где шумели одни синие волны, появился островок, на островке стоит дворец с золотой крышей, кругом сад прекрасный…
Русская народная сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
В некоторых районах России девушкам на совершеннолетие дарили платок, украшенный золотной вышивкой — узором из позолоченных нитей. Считалось, что он не только защищает хозяйку, но и продлевает ее молодость, сохраняет здоровье и красоту. В Великий четверг на Страстной неделе «умывались с золота» или «с серебра»: в воду клали золотой предмет или серебряную ложку. Верили
, что это тоже помогает сохранить здоровье и цветущий внешний вид, а еще — притягивает богатство.
Благородным металлам принадлежит одна из самых видных ролей в системе языческих верований. Язык и мифы приписали им способность светить и гореть, поставили их в ближайшее соотношение с божествами света и наделили целебною силою. Доставляя человеку много жизненных удобств, металлы эти представлялись ему божественным даром.
Александр Афанасьев. «Поэтические воззрения славян на природу»
Серебро, как и золото, символизировало чистоту, красоту и здоровье — в основном потому, что потемневший металл легко можно было очистить. Также его использовали в обрядах для хорошего урожая и достатка в доме. По предметам из серебра определяли судьбу человека. Собиратель фольклора Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» описывал народную примету
: если серебряный предмет, который принадлежал военному или страннику, потускнел, значит, человек погиб или попал в опасную ситуацию.
Кроме драгоценных металлов в народных заговорах упоминали железо. Его прочность соотносили со здоровьем. Железные иглы, топоры, ножи, подковы и замки с ключами часто служили людям оберегами. Считалось, что железо чуждо колдовству. Потому железными орудиями не выкапывали на Ивана Купалу магические травы
, иначе, по легенде, они теряли свойства.
Волшебные свойства металла связывали с потусторонней силой, как и кузнецов, которые с ним работали. Сложное кузнечное дело
для селян было подобно колдовству: мастера с помощью огня переводили железо из одного состояния в другое и создавали новые предметы, без которых не обходилось ни одно хозяйство.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна