Гид по Красной площади: маршрут от Государственного исторического музея

Государственный исторический музей
разработал маршрут по центру столицы — от нулевого километра до Зарядья
. Вы узнаете, как иначе называется Покровский собор
и почему раньше в Москве начало дорог отсчитывали от Иверской часовни, увидите Лобное место и Монетный двор, пройдете вдоль ГУМа
и познакомитесь с историей торговли в этих местах.
Иверская часовня, Москва
Воскресенские ворота, Москва
Нулевой километр, Москва
Начало маршрута — знак «Нулевой километр».
Начальную точку, с которой отсчитывают дорожные расстояния, называют нулевым километром. В Российской империи точка отсчета дорог находилась в Санкт-Петербурге, на главном городском почтамте. Но в Москве расстояния принято было отсчитывать от Иверской часовни у Воскресенских ворот Китайгородской стены. Такая особенность связана с древней традицией: перед дальним путешествием москвичи приходили поклониться святыне, Иверской иконе Божией Матери. Они верили, что Богородица защищает путников в дороге.
Бронзовый знак «Нулевой километр» в Москве изготовили по проекту Александра Рукавишникова и установили в 1996 году. Он разделен на четыре сектора. В каждом из них расположены рельефные изображения животных, которые обитают в разных частях света. Север олицетворяют олень, сова и морской котик; запад — зубр, уж и глухарь; юг символизируют орел, дельфин и горный тур; а восток — кобра, тукан и тигр.
Слева от знака расположено здание конца XIX века. В нем раньше находилась Московская городская дума. Сейчас здесь работает Музей Отечественной войны 1812 года
. Его экспозиция посвящена событиям Наполеоновских войн. Создать музей планировали еще в начале XX века, но долго не могли выбрать место и архитектурный проект. Позже планам помешали революция и война
. В итоге музей открылся для посетителей только в 2012 году. В экспозиции представлены подлинные предметы — например, парадная сабля Наполеона Бонапарта и походная кухня французской армии. Здесь же хранятся живописные полотна русского художника-баталиста Василия Верещагина
.
От нулевого километра идите в сторону Красной площади. Чтобы попасть туда, нужно пройти через Воскресенские ворота.
Ворота возвели в 1535 году. На протяжении многих веков они были главным парадным въездом на Красную площадь. Существовал старинный обычай, которого придерживались монархи: перед тем как въехать на площадь, они останавливались у Воскресенских ворот и молились в часовне Иверской иконы Божией Матери. Там их обычно встречали представители московского духовенства.
В надвратных помещениях в XVII веке работали мастерские Монетного двора. Там же располагались лаборатории Главной аптеки — ведомства, которое занималось охраной здоровья в Российской империи. Сейчас на их месте находятся отделы Исторического музея.
Экспонаты Артиллерийского двора, Москва
Вид на окна здания палат Монетного двора, Москва
Палаты Монетного двора, Москва
Пройдите через Воскресенские ворота. Слева от них расположен вход в Артиллерийский двор и палаты Монетного двора.
Красный, или Китайский, монетный двор открылся на Красной площади в 1697 году и проработал там 100 лет. До этого деньги чеканили на улице Варварке.
До наших дней от палат Красного монетного двора сохранилось только одно двухэтажное здание. Его можно увидеть, если войти в Артиллерийский двор. Палаты возводили в стиле нарышкинского барокко — направления, популярного в русской архитектуре на рубеже XVII–XVIII веков. Название стиля связано со старинным боярским и дворянским родом Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I. Верхний ярус палат украшают резные белокаменные наличники, рельефы с растительными мотивами и горизонтальная лента фриза из цветных изразцов.
Здесь мастера чеканили монеты разного номинала из золота, серебра и меди. За свою историю Палаты успели побывать и тюрьмой: в XVIII веке в ней отбывали заключение предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев и писатель Александр Радищев
 — его осудили за произведение «Путешествие из Петербурга в Москву»
. После закрытия двора в корпусе оборудовали парадный зал.
Неподалеку от Артиллерийского двора
расположен Казанский собор, который возвели на средства князя Дмитрия Пожарского
. Собор построили в память об освобождении Москвы от польских интервентов. В храме находилась войсковая святыня народного ополчения — Казанская икона Божией Матери
. С этим образом Пожарский отправился в бой в 1612 году. Горожане особенно почитали небольшой собор и дважды в год устраивали крестный ход к нему. В ансамбле площади он стал второй по значимости церковью после Покровского храма
.
Подойдите к Государственному историческому музею. Парадный вход в него расположен со стороны Красной площади.
Государственный исторический музей открылся в 1883 году. Его основателями стали историк Иван Забелин и граф Алексей Уваров — археолог и коллекционер. По задумке ученых, в залах должны были располагаться памятники, характерные для каждой исторической эпохи — именно подлинные предметы, а не копии. Фонды пополнялись за счет археологических раскопок и даров меценатов. Первые экспонаты поступили в музей от самого Уварова: он передал коллекции, состоящие из древних каменных орудий и бронзовых предметов. Сейчас ГИМ — одно из крупнейших музейных собраний в России: в его коллекции хранятся около пяти миллионов предметов.
Главный архитектор Владимир Шервуд тщательно разрабатывал эскизы фасадов и перечерчивал их рисунки несколько раз. Оконные переплеты выполнили из прочной дубовой древесины. Двери в залах украсили по древнерусским образцам.
По задумке архитектора, строение должно было сочетаться по стилю с Покровским собором — памятником русского средневекового зодчества. Лицевую сторону здания украшают множество мелких деталей, похожих на кокошники и шатры.
Государственный универсальный магазин, Москва
Собор Казанской иконы Божией Матери, Москва
Государственный исторический музей, Москва
Вдоль восточной стороны площади расположено здание ГУМа — Государственного универсального магазина.
Красная площадь была главным торговым центром Москвы. Точно неизвестно, когда здесь стали продавать разные товары, но первые упоминания о лавках вблизи Кремля относятся к концу XV века. В это время появилась система рядов: продавцы со схожими товарами собирались в одном месте. Именно здесь начали использовать первые ценники — до этого торговцы сами называли цену покупателям.
В конце XVI века появились первые каменные ряды. После Отечественной войны 1812 года
и Московского пожара
их перестроили, проектом руководил архитектор Осип Бове
. А комплекс Верхних торговых рядов, который можно увидеть сегодня, построили по проекту Александра Померанцева. Над ним также работал инженер Владимир Шухов
.
Государственный универсальный магазин — знаменитый ГУМ
 — возвели позже других крупных сооружений Красной площади. Во время конкурса проектов перед авторами поставили условие: облик здания должен соответствовать архитектуре других строений. Поэтому ГУМ построили в русском стиле, но без богатого декора. Александр Померанцев подчеркнул центральную часть фасада, а сдвоенные башни главного входа гармонировали с башнями Исторического музея.
От ГУМа перейдите к Лобному месту.
Впервые в письменных источниках Лобное место упоминается в середине XVI века. Царь Иван Грозный
выступал тут перед народом. Позже на этом месте построили круглое возвышение, с которого объявляли государственные указы и приговоры осужденным преступникам. Именно здесь народу представляли наследника престола, когда тому исполнялось 16 лет.
Лобное место, Москва
Памятник Минину и Пожарскому, Москва
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, Москва
Рядом с Покровским собором стоит памятник Минину и Пожарскому.
Памятник предводителям народного ополчения 1612 года
стал первым монументом в Москве, герои которого — горожане, а не правители. Изначально он стоял в центре Красной площади, напротив входа в ГУМ. В 1931 году его переместили к Покровскому собору из-за реконструкции местности.
Скульптурную композицию создал монументалист Иван Мартос. Работа над ней началась еще во время Отечественной войны 1812 года. В 1816-м скульптуру высотой 4,5 метра отлили за один прием, что было новаторской технологией и для России, и для Европы. Для этого в 16 печах плавили 20 тонн бронзы в течение 10 часов. Весь памятник отлили за девять минут, а остывал он в течение пяти дней.
Скульптуру доставили из Петербурга в Москву по воде, путешествие длилось с мая по сентябрь 1817 года. Статую установили на пьедестал из красного гранита. Его украсили барельефами со сценами исторических событий: сбора ополчения в Нижнем Новгороде
и освобождения Москвы от поляков. Памятник торжественно открыли в 1818 году.
Князь Дмитрий Пожарский представлен в композиции сидящим, рядом с ним стоит Кузьма Минин, он указывает на Москву. На голове князя — островерхий шлем, похожий на доспех древнерусских воинов. На его щите — образ Спаса Нерукотворного, который считался покровителем русских воинов.
После осмотра памятника подойдите к Покровскому собору.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву был самым высоким сооружением Москвы в XVI веке. Его заложили в 1555 году как обетный: Иван Грозный перед походом на Казанское ханство поклялся построить храм, если одержит победу. В 1561 году собор освятили в присутствии царя.
Историки до сих пор точно не установили, кто построил храм. Долгое время считалось, что возвели его русские мастера Барма и Постник. Но сейчас ученые отмечают, что архитектура собора перекликается с зодчеством Западной Европы. Здание построили из кирпича: для русских зодчих того времени это был новый и непривычный материал, но его хорошо знали итальянские мастера.
Изначально собор состоял из девяти церквей, восемь из них симметрично располагались вокруг центральной Покровской. Позже к основному объему пристроили нижнюю церковь в честь московского чудотворца Василия Блаженного. Со временем весь храм стали называть именем этого святого. В XVII веке пристроили еще одну нижнюю церковь, в которой поместили мощи блаженного Иоанна.
Главы собора стали разноцветными только в XVIII веке. По ним можно ориентироваться в сторонах света: бело-синяя указывает на север, а бело-красная — на юг. Сейчас в храме работает музей, во всех 11 его церквях воссозданы исторические интерьеры. Покровский собор находится под охраной ЮНЕСКО.
Палаты бояр Романовых, Москва
Фрагмент архитектуры палат бояр Романовых, Москва
Средние торговые ряды, Москва
Пройдите в сторону Зарядья мимо Средних торговых рядов.
Средние торговые ряды — это комплекс зданий, возведенных архитектором Романом Клейном
в конце XIX века. Клейн обратился к русскому стилю, популярному в то время. Окна второго этажа украшают арки, а декор фасадов напоминает русские терема XVII века. В помещениях торговых рядов находились фирмы, банки и юридические конторы. Техническое оснащение здания было на тот момент инновационным: в нем работали лифты и центральное паровое отопление.
Неподалеку от Кремля расположены старинные церкви и фрагмент стены Китай-города. Эту часть городского центра называли Зарядьем, то есть местом, расположенным за рядами торговых лавок. С XV века здесь строили усадьбы для знатных людей, которые прибывали на службу к московскому князю. До наших дней сохранилось только одно здание — палаты бояр Романовых
на улице Варварке. Их несколько раз перестраивали, от здания XV века остались лишь подвалы и часть нежилого нижнего этажа — подклета. Первым хозяином усадьбы был приближенный Ивана Грозного — Никита Юрьев: он приходился дедом основателю династии Романовых
царю Михаилу Федоровичу.

Фотографии предоставлены пресс-службой Государственного исторического музея
Беседовала Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна