Наставники российских императоров: от бабушки до Жуковского

Все российские императоры получили домашнее образование. Кого-то из них с детства готовили к правлению, а кого-то — к военной службе. Программу обучения Александра I
составила лично его бабушка Екатерина II
, Александра II
воспитывал поэт Василий Жуковский
, а Александр III
и Николай II
стремились вырастить «нормальных, здоровых русских детей». Рассказываем, кто читал наследникам престола лекции, кого из будущих императоров пороли, а кого — считали «неразвитым и неодаренным»
.

Александр I: «царственный питомец», которого воспитывала бабушка Екатерина II

Джордж Доу. Портрет императора Александра I (фрагмент). 1825. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Владимир Боровиковский. Портрет Александра I (фрагмент). 1802–1803. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Франц Крюгер. Портрет Александра I верхом на коне (фрагмент). 1837. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Будущий император Александр I
был старшим сыном Павла I. Он родился в 1777 году, когда Россией еще правила его бабушка, Екатерина II
. Она забрала Александра и его младшего брата Константина у родителей и воспитывала внуков лично: подбирала педагогов, утверждала программу занятий и сама посещала их уроки. Екатерина II даже написала «Наставление о сохранении здоровья царственных питомцев», в котором объясняла, как правильно воспитывать детей. Наследника престола и его брата кормили только простой пищей, им запрещали лгать и «оказывать несправедливость»: «Буде окажут несправедливость или обман, тогда следует лишить их им принадлежащего, чтобы они почувствовали, какова несправедливость». А в целом Екатерина II старалась привить внукам «любовь к ближнему».
Главным наставником Александра и Константина императрица назначила швейцарского генерала Фредерика Лагарпа. Он преподавал французский язык, всеобщую историю, географию, математику, право, особое внимание уделял философии. По совету Екатерины II Лагарп стремился привить Александру взгляды французского мыслителя Жан-Жака Руссо, который призывал установить в мире полное социальное равенство, уделять внимание детям, развивать в них стремление к труду.
Неизвестный художник. Портрет Петра-Симона Палласа (фрагмент). 1949. Музей истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева, Владивосток
Михаил Шибанов. Портрет Екатерины II (фрагмент). XVIII век. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, Санкт-Петербург
Неизвестный художник. Портрет Михаила Муравьева (фрагмент). Конец XIX — начало XX века. Государственный исторический музей, Москва
Естественные науки императорским внукам преподавал ученый-естествоиспытатель Петр Паллас. А русским языком с наследником престола и его братом занимался поэт, попечитель Московского университета и друг Николая Карамзина
Михаил Муравьев
.
Образовательная система, которую придумала Екатерина II, была успешной: современники считали Александра I очень образованным. А еще император был республиканцем. Польский князь Адам Чарторыйский вспоминал: «Он утверждал, между прочим, что наследственность престола была несправедливым и бессмысленным установлением, что передача верховной власти должна зависеть не от случайностей рождения, а от голосования народа, который сумеет выбрать наиболее способного правителя».

Николай I — единственный император, которого пороли в детстве

Иван Гудовский. Портрет Николая I (фрагмент). 1844. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Франц Крюгер. Портрет императора Николая I (фрагмент). 1846–1847. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Егор Ботман. Портрет императора Николая I (фрагмент). 1856. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Будущего императора Николая I
и его младшего брата Михаила Екатерина II
не стала забирать у родителей — Павла I
и Марии Федоровны
. Младшие дети не могли претендовать на престол, и их готовили к военной службе. Главным наставником Николая стал директор Первого кадетского корпуса
, генерал-лейтенант Матвей Ламздорф. Его кандидатуру выбрал лично Павел I. До своей смерти император уделял младшим детям много внимания: часто играл с ними, посещал занятия. В письмах он называл их ласково «мои барашки, мои овечки». А Николаю Павел I подарил игрушечные шпаги и ружье.
Когда император умер, Мария Федоровна решила не менять образовательную программу. Младшие дети все так же изучали военное искусство, стратегию, инженерное дело. Матвей Ламздорф был очень строгим педагогом. За шалости и ошибки он лично бил будущего императора и его брата розгами, линейкой и ружейным шомполом — стержнем для чистки оружия. Все наказания учитель фиксировал в специальном журнале. Николай I позднее вспоминал: «Граф Ламздорф умел вселить в нас одно чувство — страх, и такой страх и уверение в его всемогуществе, что лицо матушки было для нас второе в степени важности понятий… Одним словом, страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум».
Карл Фишер. Портрет Матвея Ламздорфа (фрагмент). 1900-е. Государственный исторический музей, Москва
Феодосий Яненко. Портрет Павла I (фрагмент). 1798. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Иоганн Лампи Младший. Портрет Ивана Акимова (фрагмент). 1795. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Кроме Ламздорфа уроки у детей вели и другие педагоги: историк Федор Аделунг, юрист Василий Кукольник, экономист Андрей Шторх. Николай также увлекался живописью и занимался ею с директором Императорской Академии художеств
Иваном Акимовым.
Домашнее образование, которое получили младшие дети Павла I, было слабым. Николай и Михаил хорошо разбирались в военном деле, а гуманитарные науки почти не изучали. В 1844 году королева Великобритании Виктория написала в своем дневнике о Николае I: «Ум его не обработан, воспитание его было небрежно». Император сам старался восполнить пробелы в знаниях. А еще он решил найти хороших учителей своим детям.

«Мое влияние на него ничтожно»: Василий Жуковский — наставник Александра II

Егор Ботман. Портрет Александра II (фрагмент). 1856. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сергей Левицкий. Портрет Александра II (фрагмент). 1860–1870. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Неизвестный художник. Портрет Александра II (фрагмент). XIX век. Музеи Московского Кремля, Москва
Воспитанием будущего императора Александра II
руководил лично Николай I
. Главным наставником он назначил Василия Жуковского
. К тому моменту поэт уже преподавал русский язык Александре Федоровне
, матери наследника. Она вспоминала: «Он был человеком слишком поэтичным, чтобы оказаться хорошим учителем. Вместо того чтобы корпеть над изучением грамматики, какое-нибудь отдельное слово рождало идею, идея заставляла искать поэму, а поэма служила предметом для беседы; таким образом проходили уроки. Несмотря на мое страстное желание изучить русский язык, я постигала его плохо».
Жуковский решил «воспитать не царя, а гражданина». По плану поэта Александр Николаевич изучал очень много предметов: философию и историю, геологию и этнографию, иностранные языки и математику.
Вставать в 6 часов; с 6 до 7 часов — молитва, завтрак, обозрение того, что надлежит сделать в течение дня; с 7 до 9 — уроки; 9–10 — отдых, визиты; 10–12 — уроки; 12–2 часа — прогулка; 2–3 — обед; 3–5 — отдых, игры, прогулка; 5–7 — уроки; 7–8 — гимнастика или игры; 8–9 — ужин; 9–10 — обозрение прошедшего дня; журнал (т. е. ведение дневника).
Распорядок дня Александра Николаевича, из книги историка Веры Боковой «Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола»
Орест Кипренский. Портрет Василия Жуковского (фрагмент). 1816. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Варнек. Портрет Михаила Сперанского (фрагмент). 1824. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск
Франц Крюгер. Портрет Карла Мердера (фрагмент). 1830-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
По такому расписанию Александр учился с 8 до 20 лет. Жуковский преподавал наследнику русский язык и литературу и лично отбирал для него книги. Некоторые из них специально переводили для цесаревича с английского, французского и немецкого языков. Цикл лекций «Беседы о законах» Александру прочитал Михаил Сперанский, экономикой с ним занимался министр финансов Егор Канкрин, а дипломатией — посол России в Великобритании Филипп Бруннов. Военное дело ему преподавал генерал Карл Мердер.
Под руководством Жуковского наследник престола совершил две поездки — по России и по Европе. В 1837 году за семь месяцев Александр Николаевич посетил 29 губерний, побывал в Сибири
. А затем отправился в Скандинавию, Италию, Германию и Великобританию.
Александр II получил прекрасное образование, хотя сам никогда не любил учиться. А к двадцати годам он рассорился с Жуковским. Поэт писал в дневнике: «Мое влияние на него ничтожно… Я для него только представитель скуки». Однако придуманная Жуковским образовательная система в будущем помогла императору провести в Российской империи Великие реформы.

«Неразвитый, неодаренный, неутонченный, упрямый и непокладистый»: Александр III

Иван Крамской. Портрет Александра III (фрагмент). 1886. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Портрет императора Александра III с рапортом в руках (фрагмент). 1900. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Портрет императора Александра III (фрагмент). 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1865 году от болезни умер Николай, старший сын Александра II
. Наследником престола назначили его младшего брата, двадцатилетнего Александра — будущего императора Александра III
. Историк Сергей Шереметев писал, что при дворе цесаревича считали «неразвитым, неодаренным, неутонченным, упрямым и непокладистым».
На тот момент Александр уже получил традиционное для младших детей Романовых
военное образование, и ему стали преподавать курс государственных наук. Главным наставником назначили правоведа Константина Победоносцева. Историю Александру читал Сергей Соловьев, ректор Московского университета, а экономикой с ним занимался директор Департамента таможенных сборов Министерства финансов Николай Качалов. Педагоги вспоминали, что учеба давалась будущему императору тяжело. Они даже полагали, что Александр не готов к правлению. Победоносцев писал: «Сегодня я пробовал спрашивать великого князя о пройденном, чтобы посмотреть, что у него в голове осталось. Не осталось ничего — и бедность сведений или, лучше сказать, бедность идей удивительная».
Историк Сергей Соловьев. 1880-е годы. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sergey_Solovyov.jpg" target="_blank" rel="noopener">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/deed.ru" target="_blank" rel="noopener">Public domain</a>
Илья Репин. Портрет Константина Победоносцева (фрагмент). 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Петр Борель с фотографии Сергея Соловьева. Портрет Николая Качалова. 1800-е. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9A%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.jpg" target="_blank" rel="noopener">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/deed.ru" target="_blank" rel="noopener">Public domain</a>
Современники вспоминали, что поведение Александра изменилось после того, как он взошел на трон. Фрейлина Анна Тютчева писала: «Теперь, глядя на него, я с изумлением спрашивала себя, каким же образом произошла эта полнейшая перемена… откуда у него… это свободное и естественное величие, соединенное с выражением честности и простоты, бывших всегда его отличительными чертами… Видя его, понимаешь, что он сознает себя императором, что он принял на себя ответственность и прерогативы власти».

«Нормальные, здоровые русские дети»: как воспитывали Николая II

Валентин Серов. Портрет императора Николая II (фрагмент). 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Портрет Николая II (фрагмент). 1896. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Верещагин. Портрет Николая II (фрагмент). После 1909. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск», Павловск, Санкт-Петербург
Образовательную программу для будущего императора Николая II
, его братьев и сестер составил лично их отец Александр III
. Педагогам он писал: «Ни я, ни жена не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру… Учите хорошенько, послаблений не делайте, спрашивайте по всей строгости, не поощряйте лень в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доказчику — первый кнут. Это самое мое первое требование».
Сначала Николай прошел классический гимназический курс: изучал историю, словесность, математику. Однако по просьбе Александра III педагоги убрали из программы древние языки — греческий и латинский. Вместо них наследнику преподавали ботанику, минералогию, зоологию и физиологию. Император любил природу и с помощью этих предметов хотел привить детям интерес к ней.
Неизвестный художник. Портрет генерала Владимира Обручева (фрагмент). 1900-е годы. Фотография: <a href="https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Obruchev_Vladimir_Afanasyevich.jpg" target="_blank" rel="noopener">Wikimedia Commons</a> / <a href="https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/deed.ru" target="_blank" rel="noopener">Public domain</a>
Неизвестный художник. Портрет Александра III (фрагмент). XIX век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Военный инженер, композитор Цезарь Кюи. 1960 год. Музей истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова, Иркутск
В 1885–1890 годах Николай Александрович прошел курс высшей школы. Программу специально для него написали известные ученые, чиновники и военные тех лет: генерал Владимир Обручев, химик Николай Бекетов, правовед Константин Победоносцев, композитор и профессор фортификации Цезарь Кюи
. По просьбе Александра III педагоги просто читали наследнику лекции и даже не проверяли его знания. Однако учился цесаревич прилежно. Историк Вера Бокова писала о нем: «Николай Александрович… был прекрасно воспитан — аккуратен, выдержан, учтив, пунктуален. <…> Воспитывали его не столько педагоги, сколько семейные традиции и родительский пример».
В будущем Николай II воспитывал по похожей программе собственного сына — цесаревича Алексея Николаевича. Его супруга Александра Федоровна
писала: «Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро». От детей не требовали отличной успеваемости, им позволяли много играть и шалить.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна