«Картина эпохи»: XIX век в русской живописи

Русская культура в XIX веке достигла небывалых высот. В художественном творчестве этой эпохи отражались все знаковые события: Отечественная война 1812 года и восстание декабристов
, Крымская война и крестьянский вопрос. А еще на работы художников влияли новые веяния, которые появлялись в Европе. Читайте, как в русском искусстве возникли романтические тенденции и реалистическое направление, кто привез в Россию картины импрессионистов и как полотна именитых отечественных живописцев становились известны широкой публике.

Продолжая традиции прошлых веков

Александр Иванов. Явление Христа народу (фрагмент). 1837–1857. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Федор Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II. 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Карл Брюллов. Последний день Помпеи (фрагмент). 1830–1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В XVIII веке Россия пережила множество реформ: Петр I налаживал культурные и научные контакты с другими странами, Елизавета Петровна развивала искусство, а Екатерина Великая обратилась к идеям Просвещения. В эту эпоху российских художников начали отправлять за границу, чтобы они изучали опыт европейских мастеров. Это называлось «пенсионерство», поездки оплачивало государство. Живописцы возвращались с идеями и развивали на родине новые стили — барокко, рококо, классицизм — и жанры: натюрморты, пейзажи, городские виды и парадные портреты. Работа художника стала профессией, а учили молодых живописцев в специальном заведении, Академии художеств
.
В начале нового, XIX столетия русская живопись продолжала следовать по тому же пути. Среди стилей в это время господствовал классицизм. Его поощряла Академия художеств, он стал фактически официальным художественным направлением и со временем получил название «академизм».
В основе классической живописи тех лет лежало античное искусство, полотна было принято писать на исторические, мифологические и библейские
сюжеты. Исторический жанр развивал Андрей Иванов — отец Александра Иванова
, который позже стал известным автором картины «Христос в пустыне». Алексей Егоров
предпочитал библейскую тематику. Он преподавал живопись Карлу Брюллову
, который довел до абсолюта классические приемы. Братья Карл и Александр Брюлловы учились в Италии — как пенсионеры Академии художеств. Полотна они создавали в разных жанрах и стилях: Александр стал мастером акварели и работал в прохладных тонах, а Карл Брюллов писал красочные живописные образы в насыщенных теплых оттенках.
Первый самостоятельный жанр XVIII столетия — портрет — в начале XIX века почти не развивался. Он оставался популярным у дворян, но приобрел значение современной фотографии. Портреты заказывали на память или использовали как элемент декора. Появился даже жанр акварельных мини-портретов, из которых составляли семейные альбомы. Парадные полотна, напротив, стали более салонными: людей писали в изысканных одеяниях и украшениях, на фоне красивых интерьеров. Такие картины помещали в гостиных и столовых на обозрение гостей. Портреты известных деятелей эпохи создавали Тимофей Нефф и Владимир Гау.
Возрастал престиж художественного труда — к профессии приобщались и дворяне. Одним из первых стал Федор Толстой, позже он занял пост вице-президента Академии художеств. А при Николае I
закрепили и расширили сословие именитых граждан времен Екатерины II
. «Почетными гражданами» могли стать художники, которые закончили Академию, и иностранные деятели искусства. Развитием искусства занялись на государственном уровне: выпускники Академии получали госзаказы, вне столицы открывали новые центры художественного образования. Первая такая школа появилась в Арзамасе в 1802 году, ее возглавил живописец и педагог Александр Ступин.
Петербуржцы стали посещать частные галереи — «Русский музеум» издателя и собирателя Павла Свиньина и «Русскую галерею» при Эрмитаже
. Со второй четверти XIX века для гостей открыли и некоторые выставки в Академии художеств.

Новые тренды. От романтизма к реализму

Орест Кипренский. Портрет писателя Александра Пушкина (фрагмент). 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Айвазовский. Девятый вал (фрагмент). 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Тропинин. Кружевница. 1823. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Академический жанр развивался, но в русское искусство проникали и общеевропейские тенденции, хоть и весьма своеобразно. Теоретик искусства Дмитрий Сарабьянов писал: «Неравномерностью хода — постоянными отступлениями назад и рывками вперед — отмечено развитие русского искусства в XIX столетии». Разные художественные приемы смешивались и наслаивались друг на друга, а живописные школы сменялись не так последовательно, как в Европе.
После Отечественной войны 1812 года в искусстве появились патриотические мотивы. Англичанин Джордж Доу, художник немецкого происхождения Вильгельм Голике и Александр Поляков создали множество портретов русских генералов.
Духовный подъем после победы дал толчок развитию романтизма. В Европе этот стиль сменил классицизм на фоне Французской революции. В русской живописи два течения существовали параллельно и нередко встречались на картинах одного художника. Например, в своем творчестве их объединял Карл Брюллов.
Начался русский романтизм с портретного жанра: художники стали ближе знакомиться со своими героями и привносить в полотна эмоциональные детали. Орест Кипренский
создавал строгие мужские образы и нежные портреты женщин и детей. Также романтичные полотна писал Василий Тропинин
, бывший крепостной, его героями часто становились другие крестьяне.
Эти тенденции проявлялись и в пейзажах. Одним из первых романтические пейзажи стал писать художник Семен Щедрин
, а развивал традицию его племянник — Сильвестр Щедрин. Живописец Федор Алексеев
создавал городские пейзажи. Пенсионеры Академии художеств привозили из поездок зарисовки разных местностей. Философии романтиков были очень близки работы мариниста Ивана Айвазовского
 — с бушующим или умиротворенным морем.
Проникал романтизм и в бытовой жанр. Алексей Венецианов
представлял в одухотворенном виде народный быт. Однако Академия художеств не одобряла его творчество, преподавать Венецианову не позволили. Тогда художник создал свою школу, ориентированную на работу с натурой. Ее выпускников называли «венециановцами», среди них были Алексей Тыранов, Григорий Сорока (Васильев), Лавр Плахов, Федор Славянский (Михайлов).
После восстания декабристов и европейских революций в России ужесточилась цензура. На фоне этих изменений в живописи наметился поворот к реализму — теперь изобразительное искусство транслировало идеи художника.
Во Франции реализм развивали Гюстав Курбе и Жан-Франсуа Милле, в Англии — Джон Констебл, в Италии — школа Маккиайоли. В русском искусстве это направление воплощал в своем творчестве Павел Федотов
. Бывший офицер стал писать полотна, когда вышел в отставку. Он создавал реалистичные и при этом весьма саркастичные образы современников.
В середине столетия в русской живописи появились новые жанры. Александр Коцебу и Богдан Виллевальде писали батальные полотна, а график Василий Тимм рисовал первые карикатуры.
На рубеже 1850–60-х годов начал собирать свою знаменитую коллекцию Павел Третьяков
. И тогда же оставил завещание: передать в будущем свои собрания Москве.

Переломная эпоха: критический реализм

Иван Крамской. Христос в пустыне (фрагмент). 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Павел Федотов. Сватовство майора. 1848. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Реалистические приемы, которые заложил Павел Федотов, стали еще больше востребованы в середине столетия. Россия потерпела поражение в Крымской войне, крестьянский вопрос становился все более острым, распространялись народнические идеи — все это влияло на атмосферу в обществе. В живописи настало время обличающего критического реализма.
Однако Академия художеств по-прежнему придерживалась строгих правил в отношении сюжетов и стилей: считалось, что молодые живописцы могут демонстрировать свои таланты только в работе с античными, религиозными и классическими сюжетами. Воспитанники Академии Адриан Волков, Василий Пукирев, Леонид Соломатин, Константин Флавицкий пробовали обращаться к критическому реализму, но их попытки не были успешными.
В ноябре 1863 года случился «бунт четырнадцати»: 14 выпускников отказались писать полотна на заданную тему и покинули Академию без звания. Они организовали Артель художников. Идейным вдохновителем первого независимого творческого объединения живописцев был Иван Крамской
. Однако через несколько лет объединение распалось, а его участники в 1870 году вошли в Товарищество передвижных художественных выставок. Так началась история одного из самых известных объединений дореволюционной России. Петербургские и московские художники проводили передвижные выставки в разных городах страны. Первая из них открылась уже в ноябре 1871 года.
Участники сообщества писали крестьян и простых городских жителей, уделяли внимание историческим событиям разных эпох. Виктор Васнецов
воссоздавал на картинах сказочный эпос и его героев. Архип Куинджи
, Иван Шишкин
, Алексей Саврасов
, Исаак Левитан
и Василий Поленов
представляли публике лиричные пейзажи. Товарищество просуществовало почти 50 лет и стало отдельной эпохой в истории русской живописи.

От века золотого к веку серебряному

Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889-1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Коровин. Гурзуф. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Врубель. Шестикрылый Серфим (фрагмент). 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
К концу XIX века художники начали искать новые пути самовыражения. Из Европы в Россию проникали новые направления. Импрессионистские приемы начали использовать в своем творчестве Константин Коровин
и Валентин Серов
. Михаил Нестеров наделял свои полотна глубоким символизмом, Франц Рубо развивал батальную технику, а Михаил Врубель
создавал работы в стиле зарождающегося русского модерна.
Художники вновь искали единомышленников. В усадьбе Саввы Мамонтова
образовался Абрамцевский кружок, в него вошли Василий Поленов, Михаил Нестеров, Илья Репин
, братья Васнецовы и другие художники — и молодые, и именитые. Сюда приезжали гостить и работать известные не только живописцы и графики, но и скульпторы, декораторы писатели. В усадьбе создавали новые книги, ставили спектакли и делились свежими идеями. Михаил Врубель управлял здесь майоликовой мастерской — красочные мозаичные панно из Абрамцева украшали многие здания Москвы. А картины, которые художники писали в усадьбе Мамонтова
, сегодня хранятся в крупнейших музеях России.
В 1898 году художник Александр Бенуа
, импресарио Сергей Дягилев
и публицист Дмитрий Философов начали издавать журнал «Мир искусства». В нем публиковали иллюстрированные статьи о российском и западном искусстве, в том числе о новых веяниях. Мирискусники — Лев Бакст, Константин Сомов, Евгений Лансере — разделяли идеи модернизма, стремились к свободе и эстетике, обращались в национальной русской культуре и продолжали противостоять академизму. А еще — хотели представить работы отечественных живописцев в Европе и познакомить россиян с современными иностранными живописцами. В 1899 году в Санкт-Петербург привезли новаторские картины Поля Гогена, Клода Моне и Эдгара Дега. А художники «Мира искусства» выставляли свои работы в Германии.
В 1892 году Павел Третьяков подарил Москве свою коллекцию живописи. Через год посетители смогли посещать галерею братьев Третьяковых — один из крупнейших музейных фондов в России. В 1898 году в петербургском Михайловском дворце
торжественно открылся Русский музей
. Именно в него вошли коллекции русской живописи из фондов Эрмитажа
, Академии художеств и императорских собраний.

Автор: Татьяна Григорьева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна