«Примитивно, уродливо и нелепо»: критики о классике

Что думали критики и литераторы о только что вышедших романах, поэмах и пьесах, которые сегодня входят в школьную программу? За что Чехов
разлюбил Гончарова
, почему премьера «Чайки»
провалилась и что не так с «Отцами и детьми»
 — собрали цитаты, которые отвечают на эти вопросы.

«Чайка» Антона Чехова

…Это просто дикая пьеса, и не в идейном отношении только; в сценически-литературном смысле в ней все первобытно, примитивно, уродливо и нелепо.
«Новости и Биржевая газета», 19 октября 1896 года
Вся беда в том, что г. Чехов
едва ли знает, к чему он все рассказывает… Почему беллетрист Тригорин живет при пожилой актрисе? Почему он ее пленяет? Почему чайка <Нина> в него влюбляется? Почему актриса скупая? Почему сын ее пишет декадентские пьесы? Зачем старик в параличе? Для чего на сцене играют в лото
и пьют пиво? <…> Я не знаю, что всем этим хотел сказать г. Чехов, ни того, в какой органической связи все это состоит, ни того, в каком отношении находится вся эта совокупность лиц, говорящих остроты, изрекающих афоризмы, пьющих, едящих, играющих в лото, нюхающих табак, к драматической истории бедной чайки…
Александр Кугель в «Петербургской газете», 19 октября 1896 года
На сцене толпится много лиц, почти совершенно не связанных с действием пьесы… Все эти лица, составляющие фон пьесы, задуманы недурно, но благодаря тому, что автор не сумел связать их с действием, остаются почти не обрисованными…
«Новое обозрение», 2 ноября 1896 года
Общий сумбур речей, отношений, положений и действий…
«Русские ведомости», 27 октября 1896 года

«Отцы и дети» Ивана Тургенева

Тургеневский роман меня очень занимал и понравился мне гораздо меньше, чем я ожидал. Главный упрек, который я ему делаю, — он холоден, холоден, что не годится для тургеневского дарованья. Все умно, все тонко, все художественно, я соглашусь с вами, многое назидательно и справедливо, но нет ни одной страницы, которая бы была написана одним почерком с замираньем сердца, и потому нет ни одной страницы, которая бы брала за душу.
Лев Толстой
в письме критику Петру Плетневу, 1 мая 1862 года
Талант этого писателя стал бледнеть перед теми требованиями, которые поставила в задачу романисту критика Добролюбова
Тургенев
оказался бессилен учить общество тому, чему должна была научать это общество литература, по мнению Добролюбова. Г-н Тургенев стал терять понемногу свои лавры. Ему стало жаль этих лавров, и он, в отмщение критику, сочинил пасквиль на Добролюбова и, изобразив его в лице Базарова, назвал его нигилистом
Юлий Жуковский в статье «Итоги», журнал «Современник»
, 1865 год
…Г. Тургенев осудил эмансипацию женщин, совершающуюся под руководством Ситниковых и проявляющуюся в уменьи складывать крученые папиросы, в беспощадном куреньи табаку, в питье шампанского
, в пении цыганских песен, в пьяном виде и в присутствии едва знакомых молодых людей, в небрежном обращении с журналами
, в бессмысленном толковании о Прудоне, о Маколее, при явном невежестве и даже отвращении ко всякому дельному чтению, что доказывается лежащими по столам неразрезанными журналами или постоянно разрезанными на одних только скандальных фельетонах, — вот те обвинительные пункты, по которым г. Тургенев осудил способ развития у нас женского вопроса…
«Библиотека для чтения», 1862 год

«Война и мир» Льва Толстого

Это не роман, не повесть, а скорее какая-то попытка военно-аристократической хроники прошедшего, местами занимательная, местами сухая и скучная.
«Книжный вестник», 1866 год
Я сам был участником Бородинской битвы
и близким очевидцем картин, так неверно изображенных графом Толстым
, и переубедить меня в том, что я доказываю, никто не в силах. Оставшийся в живых свидетель Отечественной войны, я без оскорбленного патриотического чувства не мог дочитать этого романа, имеющего претензию быть историческим…
Авраам Норов в статье «Война и мир» с исторической точки зрения и по воспоминаниям современника», «Военный сборник», 1868 год
Благодаря отсутствию всякого плана и всякой логической концепции между рассказываемыми событиями, роман Толстого можно разогнать не на четыре, а на двадцать четыре тома. Хватит ли только у публики терпения дождаться конца? А гр. Толстой, кажется, не намерен церемониться и, как слышно, написал уже пятый том. Конца же все нет и нет.
Александр Пятковский в газете «Неделя»
В том же виде, как роман написан, он представляет ряд возмутительных грязных сцен, которых смысл и значение явно не понимаются автором и которые поэтому равносильны ряду фальшивых нот. Он в таком умилении от своих героев
, что ему кажется каждый их поступок, каждое их слово интересным: на этих страницах видишь уж не героев, а умиление самого автора, восхищающегося людьми, которых вид заставляет содрогаться от ужаса и негодования.
Статья «Изящный романист и его изящные критики» в журнале «Дело», 1868 год

«Обломов» Ивана Гончарова

…Длинная Одиссея какой-нибудь полузаглохшей, делящейся натуры, которая тянется, соловеет, рассыпается в одни бессмысленные подробности… Мы… без зевоты и отвращения не можем следить за физиологическими описаниями каких-то невских мокриц, переживших тот героический период свой, в котором их предки — чего нет — были Онегины и Печорины

…Читаю Гончарова
и удивляюсь. Удивляюсь себе: за что я до сих пор считал Гончарова первоклассным писателем? Его «Обломов»
совсем неважная штука. Сам Илья Ильич — утрированная фигура, не так уж крупен, чтобы из-за него стоило писать целую книгу. Обрюзглый лентяй, каких много, натура не сложная, дюжинная, мелкая; возводить сию персону в общественный тип — это дань не по чину. Я спрашиваю себя: если бы Обломов не был лентяем, то чем бы он был? И отвечаю: ничем. А коли так, то и пусть себе дрыхнет. Остальные лица мелкие, пахнут лейковщиной, взяты небрежно и наполовину сочинены. Эпохи они не характеризуют и нового ничего не дают. <…> Ольга сочинена и притянута за хвост. А главная беда — во всем романе холод, холод, холод… Вычеркиваю Гончарова из списка моих полубогов…
Антон Чехов
в письме Александру Суворину, май 1889 года
…«Обломова», произведения, уже успевшего наделать много шуму, произведения огромного, но чисто внешнего художественного дарования. Весь «Обломов» построен на азбучном правиле: «возлюби труд и избегай праздности и лености — иначе впадешь в обломовщину и кончишь, как Захар и его барин.
Аполлон Григорьев в статье «И.С. Тургенев и его деятельность», 1859 год

«Демон» Михаила Лермонтова

Были у нас итальянский Вельзевул, английский Люцифер, немецкий Мефистофель, теперь явился русский Демон, значит, нечистой силы
прибыло. Я только никак не пойму, кто кого создал: Лермонтов
ли духа зла, или же дух зла — Лермонтова?..
Великий князь Михаил Павлович
Я только вчера кончил переписывать его «Демона»
, с двух списков, с большими разницами, — и еще более вник в это детское, незрелое и колоссальное создание. Трудно найти в нем и четыре стиха сряду, которых нельзя было бы окритиковать за неточность в словах и выражениях, за натянутость в образах; с этой стороны «Демон» должен уступить даже «Эде»
Баратынского
.
В «Демоне» видна одна цель — написать несколько прекрасных стихов и нарисовать несколько прелестных картин дивной кавказской природы
: это хорошо, но мало.
Аким Шан-Гирей

Автор: Полина Пендина
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна