Алиса Фрейндлих

Актриса со сказочным именем и внешностью королевы. Актерская профессия Алисе Фрейндлих была словно уготована с рождения.
Первые театральные впечатления — от дипломных спектаклей родителей. И трехлетняя Алиса с упоением играет в театр, напевая оперные арии. А затем играет в театр, уже оканчивая школу, и выбирает сцену главным смыслом жизни. Сомнение лишь одно — театр драматический или музыкальный. Высокое меццо-сопрано и невысокий рост помогают сделать выбор. Без весомой фактуры в опере не обойтись. Алиса поступает в театральный институт и получает замечательного наставника — Бориса Зона. Он вывел в театральный свет Павла Кадочникова, Бориса Блинова, Зинаиду Шарко, Игоря Владимирова. Владимиров впоследствии стал вторым мужем Фрейндлих и раскрыл ее драматический талант. Выпускалась миниатюрная Алиса как острохарактерная актриса-травести, а ей хотелось быть Джульеттой.
Ссылки по теме
Первый театр Алисы Фрейндлих — Ленинградский драматический театр имени Комиссаржевской — стал еще и школой жизни. Доставались роли, «упавшие со стола примы — Эммы Поповой». Но именно в этом театре Фрейндлих познакомилась с театральным режиссером Игорем Владимировым и ушла за ним в Ленинградский академический театр имени Ленсовета, чтобы стать настоящей звездой.
Владимиров выбирал репертуар, примеряя главные роли на свою ведущую актрису. И Алиса Бруновна считает именно Владимирова своим главным учителем: «Не представляю себе актрису Фрейндлих без режиссера Владимирова. Мне даже страшно об этом подумать». Но, даже будучи примой, Фрейндлих не избегает ролей травести. Малыш из спектакля «Малыш и Карлсон» — одна из самых запоминающихся работ актрисы.
Выбирая театр, Алиса Бруновна не исключает кино. Эльдар Рязанов присматривал Фрейндлих для роли Шурочки, но Алиса была слишком женственной для барышни-гусара, и ею стала Лариса Голубкина. На съемках фильма «Похождения зубного врача» Фрейндлих знакомится с Андреем Мягковым. Алевтину, специально написанную для нее, Алиса так и не сыграла, в то время она ждала дочку Варвару. Не удалось Фрейндлих сыграть и Наденьку в «Иронии судьбы…». Но кинодуэт с Андреем Мягковым все же состоялся. И это был «Служебный роман».
Пьеса, поставленная в 134 российских театрах. Близкая и знакомая всем советским людям тема трудовых отношений. История «Золушки в директорском кресле». «Мымра»… слово, переставшее после этого фильма быть ругательным. Красавица Фрейндлих легко перевоплощается в «серую мышку», выбирая на «Мосфильме» деловой костюм на несколько размеров больше. Любимой стала роль и для самой Фрейндлих, и для зрителей. «После Вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок», — писали Алисе Бруновне поклонницы. Так киногероиня помогала советским женщинам посмотреть на себя глазами калугинской секретарши Веры.
Сама же актриса легко и непринужденно сыграла Анну Австрийскую. Да так, словно всю жизнь провела во главе французского двора. Но, «будучи королевой», Фрейндлих хотела показать, что монархи тоже люди. «Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой».
«Сталкер» Тарковского открывает на экране Фрейндлих — актрису драматическую. Всего несколько сцен в фильме. Но монолог в конце картины — импровизация актрисы — заставил перейти на шепот даже членов съемочной группы.
Харита Игнатьевна Огудалова в рязановской «Бесприданнице», Ирина Дмитриевна в картине Тодоровского «Подмосковные вечера», Анна Борисовна в фильме Худякова «На Верхней Масловке» и многие другие экранные персонажи и театральные. Алиса Фрейндлих и в свои 80 прима петербургской сцены — БДТ им. Товстоногова. Но некоторые роли сыграть так и не вышло. Одна из них — булгаковская Маргарита. Это из несыгранного. Эдакой «шкатулочки», в которую даже самые яркие и талантливые актеры прячут свои несбывшиеся мечты. Впрочем, Фрейндлих привыкла всех удивлять. То одна в двух ипостасях: бабушка и мальчик, как в моноспектакле «ОскАр и Розовая дама». А то в совсем недавней премьере БДТ, театральной фантазии «Алиса». Все превосходные степени в своей жизни она уже слышала, а театральные эксперименты по-прежнему продолжает.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна