Юрский период

Цирковое детство Сергея Юрского обернулось театральной зрелостью. А между двумя творческими мирами — три курса ЛГУ. Юридический факультет запомнился друзьями и театральной студией, где пришло понимание, что театр — его призвание.

Не юрист

Мама Евгения Юрская-Романова — музыкальный педагог, и отец Юрий Юрский (Жихарев) — худрук Московского цирка и Ленконцерта, для сына актерской судьбы не хотели. Но золотого медалиста Сережи Юрского хватило лишь на три курса юридического факультета. Увлечение сценой привело в другой вуз — Ленинградский театральный институт имени Островского. После двух лет обучения Юрский уже в БДТ
. От отца перешел псевдоним, который выстрелил на сцене и в кино.

Актер театра

Недавний студент сразу встал в один ряд с мэтрами. Эзоп, Чацкий, Генрих IV — роли яркие, но главный образ того времени — Мольер. Главная роль и режиссерский дебют. Спектакль по пьесе Булгакова
«Кабала святош», где Юрского интересовало противостояние не «власть и художник», а «художник и жизнь». Жизнь забросила самого Юрского из Петербурга в Москву. Из БДТ в Театр имени Моссовета
. К театру прибавилось кино.

Киноактер

Около 50 сыгранных киноролей, полвека на съемочной площадке… и вывод Сергея Юрского: «Киноактером я себя не считаю. Кино — это влечение». Результатом этого влечения стали настоящие шедевры. Первая крупная роль — в комедии Эльдара Рязанова
«Человек ниоткуда» — сделала Юрского знаменитым. Роли дальнейшие эту славу лишь упрочили: Викниксор («Республика ШКИД»
), Груздев («Место встречи изменить нельзя»), дядя Митя («Любовь и голуби»
). Любимые характерные роли. «Героем» Юрский на экране был лишь дважды: в роли Остапа Бендера в «Золотом теленке»
и импровизатора в «Маленьких трагедиях». Разговорный жанр в экранизации Пушкина
оказался близок актеру и за пределами съемочной площадки.

Чтец

«Кино учит сдержанности, телевидение — свободе… Эстрада помогает найти более непосредственные формы общения со зрителем». Актер читает со сцены рассказы, прозу, поэзию: Чехова
, Зощенко
, Гоголя
, Шукшина
, Мандельштама
, Пастернака
… Уникальный тембр. То строгость и скептицизм, а то проникновенность. Целый театр… одного актера. Пятнадцать литературных программ. Свои выступления Юрский называет концертами — постановщик, исполнитель и зачастую автор.

Писатель

«Глядя со сцены в темноту зрительного зала, я всегда пытался представить себе лицо моих зрителей. И за перо когда-то взялся, потому что захотелось обратиться к ним письменно». Эти обращения стали книгами: повести и рассказы, стихи, воспоминания и «литературные анекдоты». Талант рассказчика не делится на жанры — разговорный или письменный, когда человеку есть что рассказать. К примеру, в детстве в цирковой ложе маленький Сережа видел Куприна
. А если перечислить все встречи за яркую актерскую жизнь… Одна из них как солнечный удар — для Натальи Теняковой.

За кулисами

«Я ей говорю: «Санюшка!» А она мне: «Митюнюшка!». Юрский и Тенякова, сыгравшие в картине «Любовь и голуби» пожилую супружескую пару, — партнеры на сцене и супруги в жизни. А недавно к ним в спектакле «После репетиции» присоединилась дочь Дарья. Что неудивительно. Когда Даша была еще в коляске, отец читал ей Пастернака из своей концертной программы, а на Новый год ходили они вместе колядовать по соседям. Все праздники сопровождаются играми и шарадами. Настоящий дом актера и его актерской семьи.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна