И театралам, и киноманам

Бывает, мы придирчиво судим экранизацию пьесы: возможности кино ведь могут существенно изменить произведение, написанное для сцены.
Но если окинуть ретроспективным взором весь исторический период сосуществования кино и театра, можно насчитать немало драматических произведений, получивших интересную, а порой и блестящую экранную интерпретацию.

«Сослуживцы» и «Служебный роман»

Галина Добровольская в роли Людмилы Калугиной и Петр Вельяминов в роли Анатолия Новосельцева в спектакле «Сослуживцы». Государственный драматический театр, Пермь, 1971 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Алиса Фрейндлих в роли Людмилы Калугиной (Мымры) и Андрей Мягков в роли Анатолия Новосельцева в художественном фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977)
Всего лишь за 22 дня написали пьесу «Сослуживцы» Эльдар Рязанов
и его верный соратник, драматург Эмиль Брагинский
. История неожиданного и увенчавшегося успехом романа Анатолия Ефремовича Новосельцева с директрисой Калугиной была невероятно востребована театрами.
Первые спектакли появились в 1971 году — в ленинградском Театре комедии им. Акимова (там Новосельцева и Калугину сыграли замечательные актеры Петр Вельяминов и Ольга Волкова) и в Московском театре им. Маяковского
(тут главные партии достались Борису Левинсону и Галине Анисимовой). В течение последующих нескольких лет «Сослуживцев» поставили в 134 театрах СССР!
В 1977-м Рязанов снял по пьесе фильм «Служебный роман»
, роли в котором принесли еще большую популярность Андрею Мягкову
(Новосельцев), Алисе Фрейндлих
(Калугина), Лии Ахеджаковой (секретарь Вера), Олегу Басилашвили
(Самохвалов). «Служебный роман» стал одним из самых кассовых фильмов в советском прокате и до сих пор не сходит с наших телеэкранов.

«Ва-банк» и «Последняя жертва»

Александра Захарова в роли Юлии Тугиной в спектакле Марка Захаров «Ва-банк». Московский государственный театр «Ленком», Москва, 2004 год. Фотография: Михаил Гутерман / Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Кадр из художественного фильма Петра Тодоровского «Последняя жертва» (1975)
Поздняя невеселая комедия Островского
«Последняя жертва» — не самая востребованная из его пьес. Тем не менее она имеет солидную сценическую судьбу. Конечно, основные дореволюционные постановки «Последней жертвы» осуществились на подмостках «дома Островского» — Малого театра
.
В 1944-м Николай Хмелёв поставил «Последнюю жертву» во МХАТе
(Юлию Тугину в нем играла Алла Тарасова, а Прибыткова — Иван Москвин). Яркий актерский состав собрался в «Последней жертве» на сцене Театра им. Моссовета
в постановке Юрия Завадского
в 1973 году: Тугина — Валентина Талызина
, Прибытков — Леонид Марков, Дульчин — Геннадий Бортников. Через пару лет кинорежиссер Петр Тодоровский
снял фильм «Последняя жертва»
, с Маргаритой Володиной в главной роли. А Флора Федулыча Прибыткова интересно и необычно сыграл Михаил Глузский
.
Вообще, этому герою — степенному благородному купцу — везет на исполнителей. В спектакле МХТ
, который поставил Юрий Ерёмин, его сыграл «хозяин» театра Олег Павлович Табаков
. А на сцене «Ленкома»
Прибыткова играет Александр Збруев
. Этот спектакль, кстати, называется «Ва-банк»
 — тема гибельной страсти к картам
в нем выделена особо.

«Вечно живые» и «Летят журавли»

Сцена из спектакля Олега Ефремова «Вечно живые». Театр-студия «Современник», Москва, 1961 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Татьяна Самойлова в роли Вероники в художественном фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957)
Казалось бы, слава фильма «Летят журавли»
способна затмить успех первоисточника — пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Но, как ни странно, фильм живет своей жизнью, а пьеса и память о ее постановках — своей.
На самом деле первый успех пришел к творению Розова именно в театре. В 1956 году спектаклем «Вечно живые» открылся в Москве театр «Современник»
. Тогда главные роли в нем играли Светлана Мизери (Вероника), Олег Ефремов
(Борис). В начале семидесятых в «Современнике» возобновили спектакль «Вечно живые», где Бориса и Веронику сыграли звезды театра нового поколения — Олег Даль
и Марина Неёлова
.

«Зори здесь тихие…» и «…А зори здесь тихие»

Сцена из спектакля Юрия Любимова «А зори здесь тихие». Московский театр драмы и комедии на Таганке, Москва, 1971 год. Фотография: Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва
Андрей Мартынов в роли Федота Васкова и Ирина Долганова в роли Сони Гурвич в художественном фильме Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие» (1972)
Повесть Бориса Васильева
про группу зенитчиц во главе со старшиной Васковым, опубликованная в 1969 году, до сих пор является крайне популярной основой для спектаклей. Объясняется это, кстати, не только ее непреходящими художественными достоинствами, но и практическим обстоятельством: где еще найдешь произведение с таким роскошным набором разноплановых ролей для нескольких молодых актрис?!
В 1971 году Юрий Любимов
в Театре на Таганке
выпустил спектакль «А зори здесь тихие», который положил начало длинной и до сих пор не оконченной сценической эпопеи повести. Через год повесть Васильева была экранизирована. Фильм Станислава Ростоцкого
«…А зори здесь тихие»
сразу завоевал популярность и сделал звездами молодых актрис, исполнительниц роли доблестных зенитчиц: Ольгу Остроумову
, Ирину Шевчук, Елену Драпеко. В 2015-м по повести Бориса Васильева снял фильм Ренат Давлетьяров. Самой же оригинальной интерпретацией произведения писателя стала в нашей коллекции опера Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие», поставленная в  Большом театре
.

«Бесприданница» и «Жестокий романс»

Сцена из спектакля Льва Эренбурга «Бесприданница». Московский Академический театр им. Вл. Маяковского, Москва. Фотография: <a href="https://www.mayakovsky.ru/performance/bespridannitsa/" target="_blank">mayakovsky.ru</a>
Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой в художественном фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984)
Как у каждого поколения свой Гамлет, так, наверное, и своя Лариса Огудалова, свой Сергей Сергеевич Паратов. «Бесприданницу»
ставили и ставят много.
В 2014-м режиссер Лев Эренбург сделал по этой пьесе А.Н. Островского
спектакль
в Театре им. Маяковского
, где Ларису сыграла Полина Лазарева (представительница третьего поколения замечательной театральной династии Лазаревых–Немоляевых). Один критик назвал спектакль Эренбурга «жестоким анекдотом о женской доле». Другой написал: «Лариса в исполнении молодой актрисы Полины Лазаревой не собирается быть просто чьей-то добычей. Ее выбор — это ее суд над каждым из них. И за право вынести свой приговор она готова заплатить жизнью» (Елена Груева, Time Out).
Согласитесь, совсем другой была героиня Ларисы Гузеевой в фильме Эльдара Рязанова
«Жестокий романс»
. Мягкая, жертвенная, она таяла в лучах внимания обольстительного Паратова–Михалкова. Критики предъявляли той экранизации серьезные претензии, но зрители приняли и полюбили рязановский вариант «Бесприданницы» навсегда.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна