18+

Бесы

Драма
2014
180 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Конец XIX века. В губернском городе N происходит серия загадочных убийств. На место преступления приезжает столичный следователь Горемыкин (Сергей Маковецкий). Поиски убийц приводят его к неожиданному выводу — в городе создан революционный кружок, в котором состоят два молодых человека, недавно вернувшиеся из Швейцарии.

Николай Ставрогин (Максим Матвеев), сын одной из самых влиятельных и богатых дам города Варвары Петровны Ставрогиной (Надежда Маркина), представляет собой чрезвычайно «загадочную и романическую» личность, о которой в городе ходит множество странных слухов. И Петр Верховенский (Антон Шагин), сын давнего друга генеральши, профессора в отставке Степана Трофимовича Верховенского (Игорь Костолевский). Во время проведения расследования Горемыкин выясняет: в преступлениях виноваты и замешаны многие уважаемые и влиятельные люди города.

Премьера фильма Владимира Хотиненко состоялась 25 мая 2014 года. Картина привлекла особое внимание критиков, которые разошлись в оценках, но в итоге была признана лучшим отечественным мини-сериалом 2014 года и награждена призом «Золотой орел».

О своей работе над фильмом режиссер рассказал в интервью «Российской газете» (22.05.2014)

— Я никогда не хотел экранизировать Достоевского, — говорил, предваряя телепремьеру, кинорежиссер Владимир Хотиненко. — Если бы я не снял сериал «Достоевский», я бы не снял и «Бесов». Этот роман экранизировать невозможно! Любому, кто бы это ни делал, независимо от таланта — тем более что попытки постановки «Бесов» были. Зато всегда есть возможность некоего рассказа о романе. Вот в данном случае зрители получат именно такую форму. Мы исходили из печального, но, к сожалению, очень близкого к реальности, предположения, что мало кто читал произведение. Так что мы приняли решение делать фильм для людей, которые Достоевского не читали. Поэтому всякие буквальные литературные аллюзии даже мешали.

Мы сделали, помимо телеверсии, трехчасовую киноверсию проекта. И мне лично она нравится, потому что в ней удалось совсем избавиться от литературных аллюзий. Но это не означает, что перед нами переделанный Достоевский. Это было моим первым условием, когда я брался за работу: мы будем делать фильм точно по роману Достоевского — никакой актуализации — переноса в наше время и прочего. Но как только мы начинаем сокращать — а сокращают все: в театре, в кино, — то уже в каком-то смысле «надругиваемся» над произведением. И это касается не только Достоевского, но и Толстого, и Шекспира, и других авторов.

Но, как мне кажется, нам удалось придумать хорошую форму рассказа с буквальными цитатами из романа Достоевского. Есть вольности, которые кому-то могут показаться чрезмерными, хотя я так не считаю. Во-первых, у нас действие начинается с конца. Роман, как известно, заканчивается тем, что находят труп студента Шатова, начинается следствие, идут допросы… В связи с этим у нас появился персонаж — следователь Горемыкин — в исполнении Сергея Маковецкого. Дело в том, что этот следователь буквально расследовал дело Нечаева. (Громкое убийство студента Иванова, известное как «Нечаевское дело», совершенное в 1869 году революционным кружком «Народная расправа», вдохновило Достоевского на создание романа «Бесы». — Прим. С. А.) Я уж, поверьте, изучил все записные книжки Достоевского — это все вначале было политическим памфлетом, а затем превратилось в роман. И его интересовало и дело Нечаева, и убийство студента Иванова. Это все из жизни взято и исследуется в романе. Поэтому мне кажется, что такой персонаж, как Горемыкин, чрезвычайно важен в качестве рассказчика. Через этого человека зритель погружается в историю, имея возможность выбрать то, что представляется существенным. То есть наш фильм — это своеобразный вечерний рассказ. Мне всегда нравились такие истории — собираются люди, появляется рассказчик и начинает… В таком стиле сделана наша картина.

Есть еще одна, условно говоря, вольность. У Достоевского написано, что Ставрогин испробовал все в этой жизни. И до всего во всем доходил до конца. И я в записках писателя нашел замечательный разговор, когда Ставрогин говорит Шатову: «Мы, очевидно, существа переходные, и существование наше на земле есть безвременное существование куколки, переходящей в бабочку…». И дальше эта тема развивается. Тема бабочки замечательна и в «Братьях Карамазовых». Тема мотылька есть и в «Преступлении и наказании». Поэтому я наделил Ставрогина последним увлечением — энтомологией. Поскольку во всем Ставрогин доходил до края, он изучает бабочек под микроскопом и доходит до конца изучения этой невероятной красоты. Достоевский словами Ставрогина так и говорит об этом — что Господь наделил это существо невероятной красотой. Так что, по моему глубочайшему убеждению (я сам энтомологией увлекался и за это и Набокова, прежде всего, полюбил), это — фантастический мир, в который окунулись и мы — авторы картины, и, надеюсь, погрузится и зритель. Бабочки появляются уже на титрах фильма, и это — эпиграф того, о чем будет рассказано. Потому что я считаю главной трагедией современного мира то, что он дошел до этого самого края… Как у Ставрогина — разрушение красоты.

В ролях: Сергей Маковецкий, Игорь Костолевский, Александр Галибин, Наталья Швец, Борис Каморзин, Максим Матвеев, Антон Шагин, Владимир Зайцев, Евгений Ткачук, Мария Луговая, Иванна Петрова, Алексей Кирсанов, Надежда Маркина, Мария Шалаева и другие
Режиссер: Владимир Хотиненко
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна