16+

Костюмер

Драма
1987
141 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Спектакль «Костюмер» по одноименной пьесе популярного британского драматурга Рональда Харвуда поставил в театре им. Ермоловой режиссер Евгений Арье, в 1987-м году, незадолго до своего переезда в Израиль и основания театра «Гешер». Художником постановки стал Дмитрий Крымов — ныне сам режиссер и основатель авторского театра-лаборатории. На одну из двух главных ролей был приглашен Зиновий Гердт — он сыграл старого костюмера Нормана, а партию его сверстника, капризного знаменитого актера исполнил патриарх театра им. Ермоловой Всеволод Якут. «Для театра, не избалованного театральными хитами, „Костюмер“ был настоящим шедевром» — вспоминает журналист Ксения Ларина на страницах журнала The New Times.

Эту пьесу Харвуда считают отчасти автобиографической. В молодости будущий драматург какое-то время служил костюмером известного актера — сэра Доналда Волфита, главы труппы «Shakespeare Company». Там постиг он природу театра, особую психологию актеров и людей закулисья. Очевидно, что колоритнейший герой «Костюмера», премьер гастролирующей труппы сэр Джон написан во многом с натуры, с патрона Харвуда сэра Доналда. Но в дуэте с ним выступает в пьесе не молодой амбициозный человек, каким был сам Харвуд времен службы в «Shakespeare Company», а пожилой джентльмен, личный костюмер его светлости Норман. Дуэт двух театральных стариков и «кордебалет» из нескольких узнаваемых типажей любого сценического коллектива — таков набор действующих лиц пьесы «Костюмер».

В течение спектакля Евгения Арье мы можем видеть и сцену, и обшарпанное пространство за кулисами, и гримерную комнату сэра Джона. Поворотный круг представляет нашему взору то привычные зрительскому глазу декорации, то внутренности театра. Действие начинается в интерьере закулисья — персонажи ведут беседы на фоне «изнанки» того, что принято называть на театральном жаргоне «задниками». Получается, декорации повернуты к нам тылами — грязными, драными и залатанными. Все правильно, ведь для героев спектакль еще не начался. И неизвестно, начнется ли — ведь легендарный сэр Джон в больнице и вроде как при смерти. Давно пора ему попрощаться с публикой — так считают приближенные дамы: прима труппы и спутница жизни сэра Джона Миледи (Наталья Архангельская) и администратор Мэдж (Татьяна Щукина). Сегодняшнего «Короля Лира» придется отменить в виду отсутствия Лира. И только фанатично преданный хозяину костюмер Норман уверен: сэр Джон приползет и сыграет, ведь он не отменил в своей жизни ни одного спектакля! В разгар препирательств и правда заявляется сэр Джон. Взгляд его блуждает, он не сразу узнает давних соратников и жену, но инстинкт актера придал ему сил для побега из больницы. Норман торжествует победу и начинает готовить хозяина к выходу на сцену, хотя тот явно плохо владеет собой.

Едва ли в сценической жизни пьесы Харвуда был дуэт сэра Джона и Нормана более проникновенный, чем этот. Всеволод Якут и Зиновий Гердт, кажется, задействовали все оттенки характеров своих персонажей, чтобы те стали живыми, противоречивыми натурами. Жалко сэра Джона, потому что он стар и охвачен паническим страхом провести остатки дней без внимания публики. Жалко Нормана, потому что его жизнь потрачена на службу ненасытному Театру, она прошла в бедности, хлопотах и в тени популярного актера. Они полны взаимных претензий, но не могут друг без друга жить. Норман помнит все реплики сэра Джона из всех его ролей и подсказывает, когда тот вдруг начисто забывает, что именно ему предстоит говорить на сцене уже через полчаса. А сэр Джон ощущает, что суетливый костюмер — его единственный верный союзник в борьбе со склочными женщинами и обидчивыми, алчными актерами бедной труппы. В какой-то момент прославленный мэтр в исполнении Всеволода Якута прячется за субтильным костюмером-Гердтом, словно маленький мальчик. Пока он облачается в костюм короля Лира, гримируется, комнату атакуют все кому не лень, и нередко сэр Джон трусливо ретируется, оставляя своего верного Санчо Панса принимать претензии и решать неотложные проблемы. Костюмер Норман — как шут при Лире. А обиженные Миледи и Мэдж — как неблагодарные дочери Гонерилья и Регана. Есть в этом пасьянсе и Корделия — молоденькая инженю Айрин (Татьяна Аргунова). В ней борются желание кокетничать с сэром Джоном, добиваясь тем самым ролей, и подлинный интерес, желание быть рядом с великим актером. Зиновий Гердт прекрасно играет ревность Нормана к другим приближенным — ведь никто не знает сэра Джона так хорошо, как он, его вечный костюмер, суфлер, секретарь, нянька и официант. Потому так неожиданно слышать в финале из его уст резкие слова, полные эгоистической обиды. Отыграв спектакль, сэр Джон умирает у него на руках, оставив рукопись своих мемуаров. Среди длинного списка имен, кому великий актер благодарен, есть все, кто окружал его долгие годы: коллеги-актеры, художники, портные, даже рабочие сцены. Нет в списке только костюмера Нормана. Видимо, потому, что Норман был для него, как воздух: дышишь и не замечаешь, чем дышишь. Но Норман оскорблен. Даже неясно, чем он больше подавлен — кончиной обожаемого хозяина (ведь с его уходом Норману тоже особо нечего делать в этой жизни), или открывшейся вдруг бездной неблагодарности.

Режиссеры: Евгений Арье, Алина Казьмина
В ролях: Зиновий Гердт, Всеволод Якут, Наталья Архангельская, Татьяна Щукина, Татьяна Аргунова, Владимир Васильев, Николай Макеев, Юрий Волков, Валерий Зотов, Павел Махотин

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна