16+

Покаяние и прощение

Драма
2011
84 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Большой театр кукол

«Покаяние и прощение» — такое название спектакля куда больше подошло бы композиции на темы Федора Достоевского, тем не менее режиссер Руслан Кудашов дал его дилогии, состоящей из двух пушкинских повестей: «Станционного смотрителя» и «Метели». И получилось так, что героев одного из самых светлых русских писателей Кудашов окунул в мистический мир петербургских повестей Гоголя.

В трактовке главного режиссера Большого театра кукол Александр Пушкин стал писателем мистериальным и библейски аллегорическим. Здесь есть и огромное (по меркам кукольных персонажей) яблоко, предложенное случайному гостю, которое становится плодом с дерева познания. Сад, в котором происходит объяснение Маши и Бурмина, воспринимается практически эдемским — тем самым, еще до грехопадения. А Петербург, закрутивший, перемоловший несчастного смотрителя, оказывается подлинным адом бездушия.

Для мистерии крайне важен мотив ведомости человека, а потому очень точным кажется выбор режиссером для своей работы из всех возможных видов кукол именно марионеток. Ведь, с одной стороны, она привязана к кукловоду нитями, и именно он — кукловод — управляет каждым ее движением. А с другой, по словам самого Кудашова, марионетка, будучи куда дальше от актера, чем ее тростевые, петрушечные или планшетные собратья, обладает большей свободой и фактически живет собственной жизнью. Или, по крайней мере, подобно человеку, мнит себя свободной.

И в начале спектакля у героев свободы действительно много. Легкость и воздушность — вот то настроение, которое поначалу задает тон. Время от времени куклы, не в силах противостоять своим окрыляющим чувствам, даже пускаются в полет, но… Все проходит. Трагедия в прямом смысле слова обрушивается на героев, волей режиссера обрушивая ширмы, скрывающие страшную глубину сцены и самих кукловодов. Одинокая, потерянная кукла Самсона Вырина (Борис Матвеев) оказывается в окружении огромных черных фигур, преисполненных равнодушия и отстраненной жестокости…

Марионетка — одна из самых сложных кукол, требующих от актера большого мастерства и точности. К чести Большого театра кукол здесь никаких проблем не возникает, а зрителю остается только восхищенно наблюдать за тем, как не только старожилы театра, но и молодые артисты, слаженно и филигранно вдыхают жизнь в ведомые ими куклы. Кстати, куклы, придуманные постоянным соавтором Руслана Кудашова Алевтиной Торик, обладают еще и портретным сходством со своими артистами, тем самым позволяя режиссеру множить смыслы творимого им действа.

Роль актера в спектакле Кудашова не ограничивается ролью безликого кукловода. Между актером и куклой разворачиваются свои, особые отношения. Причем речь идет не столько о контакте между артистом и куклой, водимой им самим, сколько о взаимодействии с куклами партнеров. Так, в конце первой части над кукольной Дуней (Анна Сомкина), припавшей к кресту на могиле отца, простирается нежная прощающая отеческая рука актера Бориса Матвеева, водившая куклу станционного смотрителя Самсона Вырина. Или другой эпизод: ужасную для заблудившегося Владимира метель творят пятеро оставшихся кукловодов, закручивая сани с марионеткой, запутывая нити незадачливой марионетки. А когда к героям подбирается смерть, то из-за ширмы показывается рука с ножницами, одним клацаньем лезвий обрывающая нити «умирающей» куклы. В финале же кукловоды складывают на маковке церкви «крестовины» марионеток как знак освобождения героев от морока случая.

К слову, техника вождения куклы в спектакле Кудашова открыта для зрителя. Руки и лица кукольников постоянно выхватываются направленными на них лучами. Нити, на которых подвешены «жизни» марионеток, тоже кажутся подсвеченными и словно излучают серебряный блеск. Из всего этого складывается тончайшая партитура этого спектакля, где отточенная техника актеров и одухотворенность создаваемых образов сплетаются воедино.

Спектакль, поставленный к 80-летию Большого театра кукол, и сам стал своеобразным. Покаянием перед своим легендарным режиссером Виктором Сударушкиным, руководившим театром с 1964 по 1986 год. Режиссером, принесшим театру поистине мировую славу, а затем «съеденным» этим же театром. Теперь ему нынешний главный режиссер и посвящает свою мощную премьеру.

В «Покаянии и прощении» Театр кукол играет и в самого себя как в аллегорию, рождая театральную метафизику. Кукольный мир становится моделью мира нашего. Кукла — человеком, а кукольник — воплощенной высшей силой, от которой одной зависит: поднести ли к ниточкам, удерживающим марионетку, ножницы, или же даровать прощение в ответ на искреннее покаяние.

В ролях: Петр Васильев, Ольга Гапоненко, Алексей Шишигин, Борис Матвеев, Нина Тарновская, Анна Сомкина и другие
Режиссер: Руслан Кудашов

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна