16+

История одного преступления

Драма
2012
115 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Пензенский областной драматический театр им. А. В. Луначарского

Жанр спектакля Пензенского областного академического театра им. Луначарского «История одного преступления» обозначен так — исторический детектив в одном действии. Идет час пятьдесят, без антракта. История спектакля по-своему уникальна. Провинциальный российский театр заказал пьесу московскому драматургу Ольге Михайловой, готовясь отметить на своей сцене 150-летие со дня рождения Столыпина. А идея отметить юбилей российского премьер-министра, фигуры выдающейся, но также и спустя сто с лишним лет вызывающей прямо противоположные оценки, принадлежала губернатору Пензенской области Василию Бочкареву.

Премьеру сыграли 6 мая 2012 года, режиссер Ансар Халилуллин поставил не биографический спектакль «к юбилейной дате», а трагикомическую театральную фантазию с детективным сюжетом.

1910 год, Пенза. Провинциальному адвокату Яншину досталась необычная подзащитная — красавица-крестьянка Марья Крюкова, которая зарубила топором своего свекра, вину полностью признает, ни в чем не раскаивается, настаивает на собственной казни — вот только о мотивах преступления ничего говорить не хочет.

А у адвоката — сомнения в ее виновности. Но все улики налицо, суд вот-вот состоится, и тогда приговор уже не изменить. И адвокат, как это принято в России, решает «занять ума» у людей известных, авторитетных и пишет письма Петру Аркадьевичу Столыпину и Льву Николаевичу Толстому. И тут детектив оборачивается исторической драмой, а историческая драма — пьесой идей совсем во французском духе, это только у них так бывает, чтобы безо всякого действия люди обменивались пространными монологами о предметах отвлеченных. Но в «Истории одного преступления» Толстой и Столыпин спорят о вещах, их волнующих, и споры эти не потеряли своей злободневности и спустя 102 года.

Когда на сцену выходят Столыпин (Сергей Дрожжилов) и Толстой (Александр Куприянов), в зале смятение — так похожи и тот, и другой. Режиссер Ансар Халилуллин (в Москве в Театре Армии много лет в его постановке играли пьесу Островского «Поздняя любовь») выбрал на роли этих двух величайших умов актеров характерных, особенно, конечно, это касается Куприянова, и этот выбор пошел на пользу спектаклю. Они не шаржируют классиков, но характерность придает тому и другому человеческое измерение, отделяет людей от канонических портретов, не говоря уже о том, что Столыпин из спектакля, как и Столыпин настоящий, сильно отличается от того, про которого рассказывали в советских школах, где имя его ассоциировалось исключительно со столыпинскими вагонами и столыпинскими же галстуками.

С одной стороны — детектив, история выдуманная, хотя тоже отчасти лишь. Адвокат (Григорий Мазур), его прислуга Федосья (Ольга Белякова), напоминающая всех лучших и классических слуг из русской литературы — и Степана из «Женитьбы» Гоголя, и обломовского Захара, — тоже и себе на уме, и переживающая душой все неудачи непутевого своего хозяина, пытающаяся своими благоразумными советами вытащить его на прямую дорогу к успеху и процветанию. В центре этой сюжетной линии — Марья (Вера Дупенко), и тут драматург всю свою боль за вечное неравноправие русской женщины выкладывает, как козыри. Эти боль и страдание актриса играет с какой-то обезоруживающей прямотой, но сперва — точно в коконе, закрытая, а потом — разворачивается, как пружина, как тот самый «русский бунт». Вызывая протест и даже отвращение в простодушном и в какой-то момент очаровавшемся ею провинциальном адвокате.

С другой стороны, тут — совершенно документальный сюжет, с перепиской Толстого и Столыпина, и в этой части истории, с историческими фигурами, автор следует документальной точности, тут — вербатим, Театр.doc, разве что автор, один из основателей Театра.doc, не с диктофоном ходила за Толстым и Столыпиным. Своеволием своим автор втягивает Столыпина и Толстого в историю Марьи Крюковой, они даже срываются с мест и встречаются в Пензе, хотя до того ведут долгие и серьезные споры о земле, о частной собственности, о русском счастье. Крестьянка гибнет, не дождавшись суда. Даже самые великие люди России не в силах помочь одному страдающему человеку. Вроде слышат, даже откликаются на «трепет жизни в травах, в толпах, в одинокой человеческой душе», а помочь — не могут. Такая вот русская трагедия. Уходит из Ясной Поляны и умирает Толстой, затем, почти безо всякого антракта, убивают Столыпина. Об этом они сами рассказывают в финале.

Режиссер спектакля Ансар Халилуллин начинал в московском Театре-студии на Красной Пресне под руководством В.С. Спесивцева. В 1996 окончил режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС (мастерская Б.Г. Голубовского). Работал в театрах Твери, Владимира, Калуги, Казани, Сургута, Магадана, Саратова, где ставил спектакли по пьесам Ж.-Б. Мольера, Д.И. Фонвизина, Б. Брехта, М. Метерлинка, А. Мюссе, А. Арбузова, Э. Брагинского, многих современных авторов. Был главным режиссером Магаданского государственного драматического театра и Сургутского музыкально-драматического театра. В Центральном академическом Театре Российской Армии выпустил спектакль по пьесе А.Н. Островского «Поздняя любовь» с участием народных артистов России Н.И. Пастухова и Л.И. Голубкиной. Преподавал актерское мастерство в РАТИ-ГИТИС (мастерские Б.Г. Голубовского и Б.А. Морозова). Как кинорежиссер участвовал в работе над сериалами «Не родись красивой», «Огонь любви», «Бывшая» и др.

Режиссер: Ансар Халилуллин
В ролях: Сергей Дрожжилов, Александр Куприянов, Григорий Мазур, Вера Дупенко, Альберт Ибраев, Ольга Белякова и другие

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна