16+

Вий

Драма
2005
81 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Большой театр кукол

Жанр спектакля «Вий» обозначен как «хроника падения одной души». «Вия» можно рассматривать как часть дилогии, которую критики назвали «религиозной», — вместе с «Холстомером» по повести Льва Толстого — «хроникой спасения одной души».

В «Холстомере» действие разворачивается при помощи троих артистов, являющихся в виде божественных существ в белых одеждах. В «Вие» власть над действием отдана троим демонам — косматым существам, отношения между которыми четко прорисованы. Самый грозный — Вожак в исполнении Бориса Матвеева, демон Шестерка — Петр Васильев огромным напильником пилит ему когти. Есть и Канцелярист — Александр Куприянов. В самом начале он, почуяв свернувших с дороги семинаристов, раскрывает книгу и читает характеристики, данные им Гоголем: эти чудища выбирают себе жертву. Выбор падает на Хому Брута. Не только потому, что «нрава веселого», но, вероятнее всего, из-за жизненной позиции: «Чему быть — того не миновать». Фраза, выражающая нежелание сопротивляться, рефреном проходит сквозь спектакль. В этом «Вие» вопрос ставится серьезно: насколько человек может влиять на судьбу? Хотя режиссер, похоже, избегает точного ответа. И неслучайно Хома здесь слушает «гамлетовский» монолог гуляки: «Пить иль не пить — вот в чем вопрос».

В «Холстомере» важно, что главный герой — марионетка. Пока жив — он кукла, вещь в чьих-то руках. И только после смерти Холстомера актер играет его в живом плане: тело умерло, но душа жива. В «Вие» наоборот: Хому Брута Денис Пьянов играет вживую, и это единственный человек в окружающей его кукольной реальности. В программке неспроста обозначено, что эти чудища принимают образы различных персонажей. В сцене, когда панночка вылетает из гроба, зритель видит, что это демоны управляют тростевой куклой.

Образ этого спектакля: человек и обступивший его мрак, из которого вырывается нечисть. Реализовать это помогает сценография. Художники — Алевтина Торик и Андрей Запорожский. Действие происходит в коридоре, который в разных эпизодах выполняет функции то церкви, то дома старухи, то «малороссийских пейзажей». Стены коридора расписаны фигурами святых, и сквозь эти стены проступает нечисть («храм души» подпорчен, как заметил рецензент). Из кулис появляются огромные, во весь человеческий рост, руки, чтобы схватить Хому. В финале герой, умерев, становится частью мертвой материи. Трое чудищ глумливо подбрасывают в воздухе куклу Хомы. Если Холстомер в финале «одушевился», то Хома — «окуклился».

Режиссер пытается разобраться в причинах духовного падения, поэтому и вводит сцену-воспоминание, решенную в ключе театра теней. Маленький Хома, стоя перед карикатурным пузатым монахом, говорит, что не выучил урок, поскольку был в церкви. Монах же, приговаривая, что ангел на небесах печалится, под хохот класса выдирает у мальчика клочья волос. Это, должно быть, момент, когда вера дала трещину. А далее трещина расширилась, виной чему, надо полагать, и слабость характера, и страсть выпить. В спектакле чьи-то руки, просунувшись сквозь стены, постоянно наливают Хоме — поддерживают «сон разума». Герой существует в обнимку с бутылкой горилки. Кажется, режиссер выделяет исконно русские черты характера — это и мягкотелость, и надежда на «авось», сближающие Хому с каким-нибудь Обломовым или Подколесиным.

Визуальный ряд стремится к предельному грубому и упрощенному изображению, к манере народных промыслов, первозданному «наиву». Критики уловили даже сходство тантамаресок, в которые вставлены вечно пирующие и мрачно веселящиеся персонажи, с фресками Пиросмани.

В финале режиссер оставил надежду: когда Фома умер, слышен его голос, читающий молитву. В глубине виден свет, разгорающийся все ярче, от которого разбегаются демоны.

А Вий в спектакле оказывается самим Хомой. Когда герой Пьянова вопреки внутреннему голосу все-таки открывает глаза, то видит на видеопроекции себя. Свое лицо. Свой глаз. Самая страшная встреча — с самим собой. Размышляя над тем, «пить или не пить», если делаешь выбор, от которого наступает «сон разума», то можно и умереть, когда осмелишься-таки «повернуть глаза зрачками в душу».

В ролях: Петр Васильев, Александр Куприянов, Денис Пьянов, Борис Матвеев, Анастасия Зорина, Ольга Щурова и другие
Режиссер: Руслан Кудашов

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна