16+

Малыш и Карлсон, который живет на крыше

Комедия
1971
91 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части
Московский академический театр сатиры

Это один из самых старых детских спектаклей в стране: его премьера состоялась в 1968 году (в соперниках, пожалуй, только «Синяя птица» во МХАТе им. Горького — этому спектаклю почти 100 лет). По словам Александра Ширвиндта, «Малыш и Карлсон» — такая же визитная карточка театра сатиры, как «Турандот» в театре им. Е. Вахтангова.

По легенде, этот знаменитый спектакль режиссер Маргарита Микаэлян поставила по просьбе своего трехлетнего сына: обаятельные и трогательные герои шведской писательницы действительно были необычайно популярны.

Книга Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» вышла в 1955 году, в 1957-м было опубликовано первое издание этой сказки в СССР, на русский язык ее перевела (а также вторую и третью части, которые вышли в 1960-х годах) Лилианна Лунгина.

Интересно, что театральная версия истории о Малыше и Карлсоне появилась в Советском Союзе даже раньше, чем в Швеции. В стокгольмском Королевском драматическом театре «Карлсона, который живет на крыше» поставили лишь в 1969 году.

Озорной Карлсон и доверчивый Малыш — герои всем известной сказки Астрид Линдгрен. Карлсон очень любит пошалить, а на все последствия шалостей у него есть фирменная отговорка: «Пустяки, дело-то житейское!» Правда, родители Малыша так не считают, но все равно скучать со своим летающим другом ему не приходится. Они стали настоящей командой, которая найдет выход из любой ситуации: однажды предотвращают крупную кражу, но самое главное и сложное их дело — укрощение злой домомучительницы фрекен Бок.

Премьера спектакля прошла в 1968 году, и успех постановки был столь ошеломительным, что вскоре была сделана и телевизионная версия. Роль Карлсона, в которой актер достиг удивительного сплава комедии, эксцентрики с лирикой и драмой, на долгие годы стала визитной карточкой Спартака Мишулина. Со спектаклем «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Мишулин объездил всю Россию, он играл этого персонажа до самой смерти, а это более двух тысяч раз! Кстати, роль «мужчины в самом расцвете сил» была отдана другому актеру. Мишулин же выступал в качестве сорежиссера и репетировал роль жулика. Карлсоном он стал лишь за 20 дней до премьеры.

«Его Карлсон — взрослый ребенок, сохранивший детскую душу. Он вобрал в себя целый мир детства со всеми его противоречиями: застенчивый и хвастливый, капризный и ласковый, жадный и обидчивый, самоуверенный и шаловливый, грустный и восторженный», — писали критики.

Вот как объяснял сам актер популярность своего персонажа: «Карлсона будут любить, пока не уйдет одиночество, а оно не уйдет, потому что родители хотя и любят своих детей, но в первую очередь думают о материальном. Так вот, пока дети будут чувствовать себя одинокими, они будут верить в Карлсона». Актер увидел своего героя глазами ребенка. Его Карлсон — взрослый ребенок, сохранивший детскую душу. Он вобрал в себя целый мир детства со всеми его противоречиями: застенчивый и хвастливый, капризный и ласковый, жадный и обидчивый, самоуверенный и шаловливый, грустный и восторженный. Работая над ролью, Мишулин руководствовался фразой режиссера: «Вещи — тлен, главное — человеческие отношения». Так появился грустный, лирический, одинокий Карлсон, который учит удивляться и радоваться жизни, видеть необыкновенное в заурядном и является лучшим другом детей.

Когда спектакль «Малыш и Карлсон» выезжал на гастроли, каждый раз возникала одна маленькая проблема: по сценарию в заключительной части пьесы Карлсон дарит Малышу собаку. Но театрального пса, которого бы актеры возили с собой по разным городам, в труппе не было. Каждый раз приходилось подыскивать нового. То спаниеля, то таксу, то пуделя. А однажды выбрали тойтерьера, который чуть не укусил Карлсона прямо на сцене.

Удивительный вращающийся город, уютный домик Карлсона, примостившийся среди стокгольмских труб, и комнату Малыша с камином и милыми занавесками на окнах придумал художник Борис Мессерер. А песни для этого спектакля написал композитор Андрей Эшпай.

В этом спектакле для детей играли и другие звезды Театра сатиры, причем относились к своим ролям самым серьезным образом. Фрекен Бок сыграла неподражаемая Татьяна Пельтцер, одного их жуликов — Андрей Миронов, а в роли ухажера сестры Малыша выступил Константин Райкин; Михаил Защипин играл Малыша, Наталья Защипина — маму, Полина Казакевич — Астрид, соседскую девочку, Юрий Соковнин — жулика Филле, Елена Мозговая — Бетан, сестру Малыша.

В ролях: Спартак Мишулин, Татьяна Пельтцер, Константин Райкин, Юрий Соковнин, Миша Защипин, Наталья Защипина, Полина Казакевич, Елена Михеева, Андрей Миронов и другие
Режиссеры: Маргарита Микаэлян, Валентин Плучек

Смотрите также

Русская борзая
телеспектакль202466 мин
Кировский театр кукол имени А. Н. Афанасьева
12 стульев
телеспектакль2024170 мин
Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова
По щучьему велению
телеспектакль202360 мин
Туймазинский государственный татарский драматический театр
Летучий корабль
телеспектакль202390 мин
Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева
Приключения в Изумрудном городе
концерты202390 мин
Белгородская государственная филармония
Риголетто
телеспектакль2023140 мин
Башкирский государственный академический театр оперы и балета
Севильский цирюльник. Проект «Оперный класс»
2023300 мин
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»
Русалочка
202380 мин
Тверской государственный театр кукол
Иваново. Опера
2023100 мин
Ивановский областной драматический театр
Обыкновенная история
2023190 мин
Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна