Показать
южная часть острова Вайгач, южная оконечность мыса...
Языческие верования

Болванский Нос в Ненецком автономном округе

Конфессия:
Языческие верования
Язык:
Язык богослужений - ненецкий
Показать

Самоедские языческие святилища с идолами на острове Вайгач на берегу пролива Югорский Шар упоминаются иностранными мореплавателями, начиная с 1556 г., а позднее описываются различными русскими авторами.

Сакральный статус острова нашел отражение в его ненецком названии — «Хэбидя Я», что в переводе означает «священная земля». Археологическое изучение культового комплекса проводилось экспедицией Ленинградского отделения института археологии АН СССР под руководством Л.П. Хлобыстина в 1984–1987 гг. (Хлобыстин Л.П. Святилища острова Вайгач // Древности славян и финно-угров. — СПб, 1992). Была вскрыта почти вся площадь святилища Болванский Нос I, проведена шурфовка и сбор подъемного материала на жертвенном месте Болванский Нос II, расположенном в 370 м к северо-северо-востоку.

С 1986 г. культовый комплекс неоднократно посещался и обследовался сотрудниками Морской арктической комплексной экспедицией Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, в результате чего собрана большая коллекция находок, а в 2000 г. в 40 м от святилища Болванский Нос II было открыто еще одно культовое место, получившее обозначение Болванский Нос III (Барышев И.Б. Языческие святилища острова Вайгач. — М.: Институт Наследия, 2011. — 320 с.). Раскопки Л.П. Хлобыстина показали, что культурный слой святилищ Болванский Нос I содержал большое количество костей северного оленя, морских животных, белого медведя, птиц, реже — рыб, а в нижних горизонтах — многочисленные изделия из бронзы и серебра X-XIII вв.: шумящие подвески, бубенчики, бляшки, изображения животных и птиц, фрагменты браслетов и других украшений. Помимо этого, найдены фрагменты медных котлов, изделия из кости и рога, а также железные топоры, наконечники стрел и копий, фрагмент кольчуги. Многие находки относятся к позднему средневековью и новому времени.

Аналогичная ситуация прослежена в ходе шурфовки и сборов на Болванском Носу II, где помимо бронзовых украшений и подвесок XII–XIII вв. найдены поздние предметы, датирующиеся вплоть до XIX–XX вв. Подъемный материал и находки из шурфа на святилище Болванский Нос III указывают на его существование в начале II тыс. По обнаруженным материалам Л.П. Хлобыстин выделил две стадии существования святилищ Болванский Нос I и II. На ранней — в X–XIII вв. — они посещалось летописной югрой, которую многие исследователи считают легендарным народом сиртя из ненецких сказаний. Затем следует хронологическая лакуна примерно в 200–300 лет, во время которой не зафиксировано материальных свидетельств культовых действий.

Поздний этап функционирования святилищ — XVI–XX вв. — связан с ненцами. Особенностью святилища Болванский Нос III является то, что оно, по-видимому, существовал только на раннем этапе. Сообщалось, что в последнее время ненцы возобновили совершение ритуальных действий и жертвоприношений на святилищах Болванского Носа. Результаты проведенных исследований позволяют объединить все три жертвенных места в единый археолого-этнографический культовый комплекс.

Смотрите также

Лежбище моржей в Чукотском районе