Показать
Московская обл., Мытищинский р-н, д. Жостово
Роспись

Технология росписи по металлу в деревне Жостово Мытищинского района Московской области

Этнос:
Конфессия:
Православие
Язык:
русский, говор — среднерусский
Показать

Жостовские подносы с букетами цветов на красном или черном фоне, расположенными в центре подноса и обрамленными по борту мелким золотистым узором, известны во всем мире. Промысел зародился в 1825 году в деревне Жостово (Мытищинский район, Московская область).

ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОМЫСЛА

В мастерской расписных подносов Осипа Вишнякова начали наносить столь популярный сегодня рисунок на штампованные, отшлифованные и покрытые лаком стальные или железные заготовки подносов.

Монополию на производство подносов Вишняков сохранял недолго. В 1830 году в деревне возникли мастерские Беляевых и Леонтьева. Они и стали основными производителями лаковых подносов, передавая искусство росписи от родителей к детям.

В советское время в деревне были организованы «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь» по росписи подносов, которые потом объединили в специализированную артель «Металлоподнос». С 1938 года мастеров по росписи подносов готовили прямо на производстве, учителями стали А.П. Гогин, В.И. Дюжаев, П.И. Плахов. В 1960 году артель была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи, где и сейчас работают прекрасные мастера художественного промысла.

Ведущие художники жостовского промысла разных лет — А.И. Лезнов, И.С. Леонтьев, Д.С. Кледов, Н.П. Антипов, Е.П. Лапшин, Н.Н. Гончарова, Н.Н. Мажаев, Б.В. Графов и др.

ЖОСТОВСКАЯ ТЕХНИКА

Цветочный букет жостовской росписи имеет несколько сложившихся типов композиций: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок», «Ветка с угла». Во всех вариациях в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.

Для производства жостовских подносов применяют тонкую кровельную сталь, листовое железо. На механических прессах листы штампуют в нужные формы, затем для придания жесткости краям подносы вальцуют, грунтуют, шпаклюют тонко тертой глиной, зачищают, шлифуют и трижды покрывают лаком, просушивая после каждого покрытия в печах при температуре 80–90°С.

И вот наступает самый ответственный этап, требующий подлинного творчества, — роспись. Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром, используя беличьи кисточки. Орнаментальный узор наносится «твореным» золотом (золотым порошком, разведенным в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.

Роспись выполняется в несколько приемов. Еще в процессе грунтовки металлической заготовки выбирается цвет для фона — чаще всего черный, но он может быть также белым, синим, красным или бирюзовым.

РОСПИСЬ: ШАГ ЗА ШАГОМ

Замалёвок — так называется первый этап. В это время определяется основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Окончание первого этапа — сушка подносов в специальных шкафах в течение 12 часов при определенной температуре.

Тенёжка — это второй этап. Теперь художник прозрачными красками накладывает тени, благодаря чему у цветов появляется объем, обозначаются теневые места растений, уточняются многие детали.

Прокладка — на третьем этапе формы букета уточняются и высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев.

Бликовка — следующий этап, во время которого накладывают блики. Художник наносит белильные мазки (иногда слегка подсвеченные). Они придают композиции свет и объем. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Этот этап завершает лепку форм.

Чертёжка — так называется заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень важные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, семенца в центре чашечек цветов.

Привязка завершает письмо. Нанесение тонких травок и усиков объединяет все изображение в букете и мягким переходом связывает его с фоном. Уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. На этом этапе также украшаются края подноса легким, ажурным растительным орнаментом. Последний штрих — с помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до зеркального блеска.