Обрядовые заклинания, хороводные и лирические песни в календарной обрядности теблешской традиции (Бежецкий район Тверской области)

Конфессия: ПравославиеЯзык: Русский
Календарная обрядность теблешской традиции включает в себя осенне-зимние беседы, святочный, масленичный, ритуальные комплексы, а также развернутый период от Пасхи до Вознесения. Характерными для Масленицы являются действия, направленные на закрепление статуса молодоженов, в том числе — ритуал «катания на молодых» (зять катает по избе тещу на санках). Главное место в календарно-обрядовом цикле занимает период от Пасхи до Вознесения, связанный с ритуальными обходами деревни и засеянных полей. В структуру календарных обрядов входят такие музыкально-поэтические формы, как колядки, обрядовые заклинания, народные распевы тропаря Пасхи. Особенностью теблешской традиции является приуроченность лирических и хороводных песен к обрядовым ситуациям.


Традиционный обрядовый фольклор, зафиксированный на территории Житищенского с/п, по многим параметрам выделяется среди других локальных традиций Тверской области. Своеобразный жанровый состав календарной обрядности и узнаваемый певческий стиль теблешского края указывают на яркость и самостоятельность данной локальной традиции.

В календарной обрядности теблешской традиции нашли выражение ритуальные действия, связанные с зимним периодом (Рождество, Масленица). Доминантное положение в календарной обрядности занимает весенне-летний период (Пасха, Вознесение Господне).

Начиная с поздней осени, молодёжь собирается на посиделки — «беседы». Откупали избу, где собравшиеся «с работой» девушки ожидали прихода парней. Именно в это время происходило знакомство молодёжи друг с другом, совершался выбор невест. Беседы разделялись на малую (девочки от 8 лет), среднюю (девушки от 13 лет — «середόвки») и старшую (от 17 лет и старше). Наибольший интерес представляла старшая беседа, на которую приходили посмотреть «старики». Именно смотрящие регулировали «порядок» проведения таких гуляний, а свекрови приглядывали будущих невест. Была в теблешской традиции и взрослая беседа, где замужние женщины пряли, а мужчины плели лапти, изготавливали чуни.

Музыкальное наполнение бесед связано с инструментальными наигрышами. На основе записей 1990-х годов можно судить о том, что плясовые и танцевальные наигрыши на гармони или балалайке вытеснили какие-либо песенные формы фольклора. Даже многочисленные игры с выбором пары осуществляются без пения либо под сопровождение инструмента.

За чередой осенне-зимних посиделок наступает Рождественская неделя, отмеченная многочисленными гаданиями и озорством молодёжи. Вечерние обходы дворов и чудачества ряженных (заваливание входной двери избы снегом, разрушение поленницы дров и др.) — всё это ярко сохранилось в памяти теблешан. На данной территории удалось зафиксировать музыкально-поэтическую форму, исполняемую при святочном обходе дворов колядовщиками. В канун Рождества, после полуночи, дети ходили по домам и «кричали Киляду»:

«Килядýшка, Килядá –
Накануне Рождества.
Блин да лепёшка
На заднем окошке.
Постой, баба, не беги,
Отдай наши пироги!
С лучком, с капусткой,
С беленьким горошком!»

Детей уже ожидали и одаривали традиционной выпечкой (кулебяки, колобки).

Следующим этапом зимнего календарного цикла является празднование Масленицы. Обязательными ритуальными действиями данного периода являются всевозможные катания. На «разукрашенных» лошадях ездили из деревни в деревню с пением частушек, катались с гор на санкáх, «козлáх», долблёных лодках. Повсеместно распространены возжигание костров (иногда сожжение антропоморфного чучела из соломы и тряпок), ряженье и бесчинства молодёжи.

Особенностью масленичного обрядового комплекса теблешской традиции являются ритуальные действия, связанные с молодожёнами. Тёща ездила к зятю с приглашением погостить, затем все вместе отправлялись в дом родителей жены.

Уникальным является обряд катания по избе на санках, который не встречается в других районах Тверской области, а в теблешской округе имеет большую популярность и сохранился вплоть до наших дней. Жители деревни выступают здесь и зрителями, и активными участниками происходящего. Они приносят санки и заставляют зятя прокатить тёщу по избе, подвезти её к печке, чтобы тёща пекла блины. После этого зять должен был катать по избе на санях соседей. Встречаются упоминания о том, что раньше катались и на самих молодых: зять вставал на «четвереньки» и символически катал по избе всех желающих.

Специфика масленичной календарной обрядности теблешской традиции проявляется в отсутствии ритуальных музыкально-поэтических форм фольклора. Функцию календарных форм принимает на себя жанр лирической песни, имеющий строгую приуроченность и сюжетно-тематическую связь с масленичным обрядовым комплексом.

Яркими примерами обрядовой лирики служат песни «Попросилась бы Дунюшка» и «Завей, погодушка». Характерно, что данные напевы звучат в ключевые моменты масленичной обрядности. По комментариям народных исполнителей из деревни Козлово, девушки выходили на улицу, шли на перекрёсток дорог и, завидев молодых, едущих к тёще на блины, заводили песню «Попросилась бы Дунюшка». Поэтический образ плачущей девушки, связанный с мотивом горькой доли в замужестве, близок символике свадебных песен. Лирическая песня «Завей, погодушка» также звучит на протяжении всей масленичной недели и поётся во время уличных гуляний. Обрядовая функция напевов данных песен получает выражение в особой «уличной» манере исполнения и насыщенном характере звука.

Обряды весенне-летнего периода охватывают временной интервал от Пасхи до дня Вознесения Господня. Обрядовый комплекс включает в себя музыкально-поэтические формы фольклора, имеющие различную жанровую природу и напрямую связанные с несколькими видами хореографического движения (шествия и хороводы).

Важным ритуалом был обход деревни в праздник Пасхи. В нем принимали участие все жители. Это масштабное действо может трактоваться как очерчивание границ жилого пространства, его защита и оберег. В теблешской традиции процессия освящалась иконой Божьей Матери, которую, по рассказам местных жителей, далее могли передавать в другую деревню.

Кульминационным моментом весенне-летней обрядности является обход возделанного поля на Вознесение. Ему сопутствуют ритуальные действия, направленными на обеспечение будущего урожая.

Ещё в 1930–1940-е годы обряд обхода полей был довольно актуальным, так как пожилые жители теблешских деревень и сейчас хорошо помнят о своём участии в нём. Основными участниками обхода были девушки («старшая беседа»). Обряд начинался со сбора участников в доме одной из девушек, где происходило приготовление ритуального блюда — «драчёны» (яичницы). Важно отметить, что яичница готовилась совместно из яиц, принесённых каждым участником обряда. По одним сведениям, яичницу могли запекать в печи и со сковородой отправляться к полю, либо её могли готовить в поле, во ржи, на меже — на «грудόчке» (огне). Затем совершался троекратный обход поля, во время которого яичницу зачерпывали ложкой и через плечо бросали в рожь. Повсеместно распространены воспоминания об озорстве ребят, которые отнимали у девушек остатки яичницы и разбрасывали её по полю, либо бросали в яичницу землю, чтобы девушки не могли её съесть. Такие действия помогают проследить взаимосвязь аграрно-магической магии и обрядов, имеющих брачную направленность.

Особый интерес представляют фольклорные тексты, включённые во все виды обходов. В качестве главной музыкально-поэтической формы, маркирующей данный календарный период, выступает тропарь Пасхи «Христос Воскресе». Помимо канонического (церковного) распева, были зафиксированы народные варианты исполнения тропаря с включением в его поэтический текст фольклорных вставок:

«Да воскрéснемте, братцы, на хлеб на соль,
На житьё, на бытьё, на богатство.
Подай, Боже, всем, Игнатским всем,
На густую-то рожь, на ядрёнаё жито,
На бéлай горох, на бронистой овёс.
Уж как было в поле ржи,
На гумне-то умолот,
В клети спорынья».

Такого рода дополнения (припевы) органично сочетаются с распевом тропаря Пасхи, опираются на те же мелодические обороты. Но на поэтическом уровне они представляют собой самостоятельные тексты, обнаруживающие черты поэтики весенне-летнего обрядового фольклора. На первый план здесь выходят мотивы обращения к Богу и заклинания на будущий урожай.

Таким образом, народный вариант распева тропаря Пасхи начинает звучать во время крестного хода на Пасху и остаётся доминирующим во время обхода поля в Вознесение.

Вторая музыкально-поэтическая форма — обрядовое заклинание «Рόсти, рόсти, рожка, на Христовой ножке» (встречается с зачином «Пошёл Христос в небеса, потянет рожку за власá») также исполнялась во время обхода поля в Вознесение.

Наряду с обрядовыми формами фольклора во время обходов полей могли звучать и лирические песни. В некоторых деревнях в качестве зачинной песни, с которой и начинался сам обход поля, фигурирует лирическая песня «Мы пойдёмте, девки, в поле, растеряем тоску горе». Возможно, в качестве зачинной она воспринимается исполнителями благодаря первому поэтическому мотиву, выражающему призыв: «Мы пойдёмте, девки, в поле». Далее сюжет развивает тему противопоставления девичьей воли и женской доли.

В период от Пасхи до Вознесения в традиции теблешан большое значение приобретают формы вождения уличных хороводов. Девушки и молодые женщины участвовали в хороводах-шествиях вдоль села, или по дороге к полю, где совершались обряды — заклинания на будущий урожай. Интересен тип хореографического движения, при котором девушки выстраивались друг за другом, брались за руки и продвигались вперёд вдоль села, проходя через символические «воротики» (девушки из первой пары поднимали руки «воротиками», а последняя в шереньге девушка проводила цепь через «воротики» — «петлёй»; затем те, кто были последними, становились первыми, поднимали руки и пропускали остальных). Один из ярких примеров такого хоровода сопровождался исполнением лирической песни «Не по реченьке лебёдушка плывёт». Его вождение осуществлялось только в праздничные дни. Сюжет песни построен на соотношении двух поэтических мотивов, характерных для лирической песни: жизнь «молодухи» в семье мужа и служба в рекрутах молодого парня. Насыщенный характер звучания, особая «уличная» манера пения лирических песен теблешской традиции являются одним из показателей её связи с календарно-обрядовыми жанрами фольклора.

Музыкально-поэтические формы, включённые в ритуал обхода полей на Вознесение, образуют сложную циклическую композицию, где различные жанры фольклора (народный распев тропаря Пасхи, обрядовые заклинания на урожай, хороводные и лирические песни раннего историко-стилевого пласта) тесно переплетаются между собой и имеют единую смысловую и функциональную направленность. Общий музыкальный стиль данных образцов на разных уровнях (ладовом, ритмическом, композиционном) объединяет их и сближает с формами весеннего обрядового фольклора, характерными для смоленских и тверских локальных традиций.

Одной из важных стилевых черт музыкальных форм весенне-летнего периода теблешской традиции являются узкообъёмность ладовых структур (терцовые, квартовые ладовые ячейки) и декламационный принцип соотношения напева и текста.

В пении отчетливо проявляется характерный диалектный признак говора теблешан — переходы одних гласных в другие (дифтонги). В сочетании богатой мелизматики, высокой певческой позиции, яркого зычного тембра и переливов гласных звуков заключается неповторимое своеобразие теблешского исполнительского стиля. Это свойство ярко отличает характер пения теблешан не только от их ближайших соседей — жителей Бежецкого и Рамешковского районов, но и от певческого стиля Тверского региона в целом.

Современное состояние.

О современном состоянии теблешской фольклорной традиции можно судить по итогам специализированной экспедиции 2013 года. В ходе экспедиционной работы на территории Житищенского с/п собирателям удалось зафиксировать музыкально-поэтические формы фольклора, включённые в святочный обрядовый комплекс (колядки) и ритуал обходов полей на Вознесение (народный распев тропаря Пасхи, обрядовые заклинания на рожь). Помимо музыкально-поэтических форм, инструментальных наигрышей были записаны многочисленные сведения по этнографии, позволяющие восстановить содержание календарно-обрядовых действий, сохранившихся на территории теблешской локальной традиции.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Лирическая песня «Попросилась бы Дунюшка» в исполнении Е. В. Яичкиной и У. В. Гоголевой из д. Козлово Бежецкого р-на Тверской обл.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна