Записанные в экспедициях А.М. Мехнецова в 1960–1970 годах лирические песни русских старожилов Томского Приобья образуют важнейшую часть народной песенной культуры Западной Сибири. Обладая высокими художественными достоинствами, они по праву занимают центральное место в системе жанров фольклора сибирских старожилов. К закономерностям лирических песен молодецкого цикла (наиболее показательных для местных традиций) восходят ведущие принципы музыкального стиля различных в жанровом отношении песен. Особенности заселения территории Томского Приобья и формирования певческих традиций привели к тому, что в моностилевой культуре старожилов произошла дифференциация музыкально-стилевых пластов. С точки зрения историко-культурной принадлежности А.М. Мехнецовым были выделены лирические песни: 1) русско-сибирского склада, включающего ранний слой старожильческой лирики; 2) позднего происхождения, распетые на основе музыкально-стилевых закономерностей старожильческой традиции раннего слоя; 3) позднего слоя, имеющие общерусское распространение и по основным характеристикам музыкально-поэтического языка восходящие к закономерностям городской культуры.

Название: лирические песни, «растяжные» песни, «протяжные, мотивные» песни, «закадышные» песни (самые старинные).

География бытования жанра в данной традиции

С 1966 по 1977 гг. состоялось 18 экспедиций А.М. Мехнецова в различные районы Западной Сибири, обследовано около 250 поселений при участии музыковедов Е.А. Валевской (в 1969 г.), Ю.И. Марченко (в 1976 г.) и техника-звукооператора А.А. Шепелевского (в 1970 г.).

На территории Томского Приобья лирические песни фиксировались практически повсеместно, наиболее яркие образцы были записаны в Кемеровской области (Ижморский, Мариинский, Юргинский районы); в Томской области (Асиновский, Зырянский, Кожевниковский, Первомайский, Томский, Чаинский, Шегарский районы).

География распространения лирических песен (как и других жанров старожильческой традиции) на территории Томского Приобья тесно связана с историей заселения и процессами формирования старожильческих поселений вокруг Томска, явившегося своеобразным центром. На начальном этапе основная часть населения, а, следовательно, и культурных традиций, была сосредоточена в самом Томске, укрепленных острогах по Оби, Томи, Чулыму и в относительно крупных приходских селах, которых насчитывалось не так много (в 1701 году в Томском уезде согласно атласу С. Ремезова насчитывалось около ста деревень). Песенный стиль старожилов наиболее активно складывался в середине XVIII века, когда происходили интенсивные процессы освоения земель, формирования крестьянских поселений. В результате сглаживания музыкально-стилевых особенностей различных песенных традиций и выдвижения на первый план характеристик, объединяющих разнородные по происхождению традиции первопоселенцев Сибири, складывалась самобытная старожильческая музыкальная культура.

Статус жанра в культуре

Лирические песни занимают центральное место в системе жанров песенной культуры сибирских старожилов. Они наиболее представительны по количественному показателю, обладают высокими художественными достоинствами (по образно-поэтическому строю, средствам музыкальной выразительности) и являются наиболее показательными для песенной культуры старожилов Томского Приобья.

Стадиальная дифференциация

Стадиальная дифференциация песенных традиций обусловлена особенностями освоения территории Томского Приобья.
В Томском Приобье к середине XVIII века в результате роста крестьянской общины создаются необходимые условия для завершения процесса становления крестьянской общины, что привело к стабилизации традиций старожильческого историко-культурного комплекса как самостоятельной системы. В дальнейшем на территории Томского Приобья (в середине  XIX и в конце  XIX — начале ХХ веков) усиливаются переселенческие потоки из Европейской части России, расширяется география исходных районов переселения, складываются группы новосельческих («расейских») фольклорных традиций, сохранявших непосредственные связи с культурой тех мест, откуда они вышли. Первоначально размещение старожильческих традиций носило очаговый характер, затем в результате образования новых культурных комплексов, стало мозаичным, а к концу XIX века — многослойным. Так происходило формирование основных историко-культурных комплексов на территории Томского Приобья: старожильческого, переходного (смешанного) и новосельческого.

Под влиянием демографических процессов XIX века произошло изменение музыкально-стилевых норм старожильческой песенности: наложение новых музыкально-стилевых комплексов и сюжетно-тематических образований. Это в первую очередь отразилось на жанре лирической песни. В музыкальный быт старожилов проникали новые песни, происходило их переинтонирование на основе традиционных приемов, переход части традиционного репертуара к ограниченным возрастным или социальным группам населения.

Вместе с образованием в репертуаре новых песенных групп в рамках моностилевой культуры старожилов происходит дифференциация музыкально-стилевых пластов по признаку их историко-культурной принадлежности. В результате складываются три пласта:

1) основной пласт песен русско-сибирского склада, объединяющий ранний слой старожильческой лирики, близкий по стилю свадебным и хороводным песням;

2) лирические песни позднего происхождения, распетые на основе музыкально-стилевых закономерностей старожильческой традиции;

3) поздний слой лирических песен, имеющих общерусское распространение и по основным характеристикам музыкально-поэтического языка восходящих к закономерностям городской культуры.
Исполнители

На этапе формирования старожильческой певческой культуры большую роль играли военные поселения, неоднородная в социальном и этнокультурном отношении среда основу которой составляли служилые, посадские люди и крестьяне — выходцы из различных, главным образом северных районов России. В дальнейшем исторические процессы привели к формированию крестьянских поселений, которые стали основой для формирования певческой культуры русских старожилов. Изначальное преобладание мужского населения (военных, казачества и др.) определило стилевой облик лирических песен и состав певческих ансамблей: преимущественно мужские или смешанные. Даже на этапе угасания певческой традиции (1960–1970-е годы), когда основными носителями традиции оказались женщины, их пение подчинялось закономерностям, восходящим к мужской певческой культуре.

Этнография исполнения

Специфика заселения и условия жизни в районах Томского Приобья в XVII в. определили ведущее положение контингента служилых людей, соответственно выделяются лирические песни, которые были связаны с бытом относительно постоянных групп мужского населения и ситуацией исполнения в воинских отрядах, промысловых или иного рода артелях, ватагах беглых крестьян.
В целом характерно отсутствие обязательной прикрепленности лирических песен к определенному обрядовому или бытовому моменту, возможность выбора самой песни, средств и характера исполнения применительно к случаю. Имеющиеся данные о включении лирических песен, например, в свадебный обряд, указывают в большей степени не на их обрядовое происхождение, а на особенности старожильческой традиции.

На момент фиксации основного объема лирических песен (в 1960–1970-е годы) их исполнение, по комментариям исполнителей, сопровождало проведение общинных праздников и совместных застолий.

Поэтические тексты

В сюжетно-тематическом отношении жанр лирической песни представлен песнями раннего молодецкого цикла, они же наиболее традиционные в музыкально-стилевом отношении (№ 01–07). Важное место в репертуаре занимают песни женские — о женской доле, о разлуке, любовного содержания (№ 08–12), что типично для русской песенной лирики.
Среди относительно поздних образцов лирических песен интересны те, что распеты в соответствии с эстетикой и музыкальным стилем песен старожильческой традиции (№ 13–18). Самостоятельную группу, чрезвычайно характерную для Сибири, образуют песни, которые условно можно назвать «песни отверженных» (песни каторги и ссылки), и примыкающие к ним песни о воинской жизни (№ 19–27). Выделяются также песни на тексты литературного происхождения, в том числе и распетое в народной традиции стихотворение А.С. Пушкина «Казак» (№ 27 «Ехал тихо над рекою»), песни на слова И. Козлова («Вижу снова небеса»), Ф. Глинки (№ 11 «По морям, мальчик, по волнам»), М. Лермонтова (№ 22 «Сколь высокий был он, безобразный»), Н. Огарева (№ 21 «Недалёк от калидору»), А. Кольцова (№ 13 «Вот сяду я за стол»), а также неизвестных авторов XIX века.

Напевы

Отличаясь по образно-поэтическому строю и музыкальному языку, лирические песни мужской певческой традиции образуют самую характерную группу песен в области протяжной лирики старожилов. Структурно-типологические свойства молодецких песен обусловлены исполнительскими возможностями мужского ансамблевого («артельного») пения. Широкий певческий диапазон с характерной тембровой окраской нижнего и верхнего регистров определяет выразительность многоголосной фактуры и дает возможности для ладового развития напева. Характерным является наличие сложно-ладовых конструкций. Глубина и сила дыхания обеспечивают протяженность мелодического распева и влияют на особенности композиции, для которой характерны:

— наличие выделенного зачина (часто — декламационного характера);

— подчеркнутые цезуры на границах мелодических построений внутри строфы, имеющие смысл композиционного приема, который организует музыкальное движение (фиксированная остановка, часто вызывающая словообрыв с последующим активным хоровым подхватом), «ферматность», ненормативная по метрике протяженность отдельных тонов (крупные длительности);

— устойчивые интонационные формы каданса (формульные кадансы), подготавливающие согласованный выход голосов на конечный опорный тон.

Фактура лирических песен русских старожилов Томского Приобья многоголосна, организована по вертикали (функции голосов в ансамбле дифференцируются). Эти свойства особенно показательны, если учитывать севернорусские корни музыкальной культуры сибирских старожилов.

Манера исполнения

Сложившийся на основе молодецких песен стиль ансамблевого хорового пения оказывается настолько значимым в песенности старожилов, что в нем практически стираются границы между музыкальным стилем мужских и женских песен. Своеобразной эстетикой молодецких песен, певческой установкой ансамбля смешанного состава объясняются низкая тесситура, насыщенный грудной звук женских голосов, выделение колористической функции верхнего голоса в лирических песнях старожильческой традиции.
Современное состояние

В 1960–1980-е годы традиция пения лирических песен была достаточно активна, но на сегодняшний день лирические песни старожилов хранятся в архивах и в практике отдельных фольклорных коллективов (например, Фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Фольклорного ансамбля «Оберег» Томского государственного университета и других).

1 — Раздел составлен на основе предисловия к публикации: Лирические песни Томского Приобья. Народные песни, записанные в Томской области / Запись, нотация, сост., предисл., примеч. А.М. Мехнецова. — Л.: Сов. композитор, 1986. — 96 с.: нот.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Лирическая песня «Уж ты батюшка сизой орёл» в исполнении Л.А. Сливкиной, А.А. Чурикой и М.П. Шершневой из с. Богословка Зырянского р-на Томской обл.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна